Я разговаривал со многими теперешними жителями Симы, но никто не знает, кто такой Борис Борисович Голицын и что он сделал. Не знает даже местная учительница физики.
Они гордятся тем, что в их селе 12 дней прожил и умер в гостях у деда академика Голицына генерал князь Багратион. Но ничего не знают толком о самих князьях Голицыных, которые жили и развивали их село с 1708 по 1918 годы, пока их же предки не выгнали Голицыных и не разрушили и растащили их дом и хозяйство.
Я сначала думал, что имя академика Голицына умалчивалось в советские времена по политическим соображениям. Но нет — оно упоминалось во всех энциклопедиях. Взять, например, биографический справочник «Физики»
До сих пор дом Голицыных не могут восстановить для организации там музея Багратиона. Он из-за Багратиона только и сохранился. А в соседнем селе Фёдоровское усадьбу Голицыных, более интересную в архитектурном плане, стоящую на высоком берегу речки Селекша, впадающей затем в Нерль, просто растащили по кирпичику. Причём растащили за последние 15 лет. А 75 лет советской власти она простояла. Там сначала жили рабочие совхоза, но ни разу не ремонтировали. В 60-е годы, когда стали проваливаться крыша и перекрытия, стали растаскивать рамы, двери, полы и изразцы. Таким я этот дом в первый раз увидел. А сейчас не осталось ничего!
А почему бы в симском доме не организовать прежде всего музей Голицыных с разделом, посвящённым Багратиону и другим знаменитым людям, бывавшим там? Но это не интересует не только жителей, но и местные власти. Их представители, когда я заикнулся об этом, только смеялись и махали руками.
Так что же сделал Борис Борисович Голицын, родившийся там 142 года назад? Окончил Морское училище (1880) и Морскую академию (1886) в Петербурге и физический факультет Страсбургского университета (1890). Научные труды Голицына посвящены изучению светового давления, температурного излучения, критического состояния вещества, рентгеновских лучей, расширения спектральных линий.
Много внимания Голицын уделил метеорологии и сейсмологии, которые благодаря его работам из описательных превратилась в точные физико-математические дисциплины. Голицын организовал и возглавил экспедиции на Новую Землю и Шпицберген, подготовил экспедиции в Египет и исследования Гольфстрима. В 1887 вышел его труд «Материалы к изучению метеорологии».
Одновременно продолжал заниматься чистой физикой. Опубликовал две формулы, одна из которых выражает частный закон излучения, теперь известный под названием закона смещения Вина (1893), а другая в скрытой форме содержит формулу Рэлея-Джинса (1905). Голицын вплотную подошел к квантовой теории в физике — предугадывая формулу Планка, получил необходимые для нее два адиабатических инварианта.
В 1902 г. Голицын дал решение важнейшей задачи сейсмологии — определения очага землетрясения по данным одной сейсмической станции. Он первый разработал полную теорию и конструкцию электродинамических сейсмографов и наладил их производство. Его сейсмографы использовались во всех русских и большинстве зарубежных сейсмических станций. Кроме сейсмографов, Голицын создал много других оригинальных приборов в этой области. В 1912 г. опубликовал труд «Лекции по сейсмометрии», который и до сего времени не потерял своего значения.
Умер Борис Борисович Голицын в Петрограде 17 мая 1916 года, к счастью, не дожив до разорения своего родового имения. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.