Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной.
В следующем столетии были открыты месторождения «черного камня» — графита. По одной (более популярной) версии, впервые это случилось в Пьемонте (Италия), по другой — началом использования графита мы обязаны британским пастухам из Камберленда. Заметив, что шерсть овец чернеет, когда они трутся о местные скалы, наблюдательные пастыри сообщили «куда надо», а ученые мужи сделали вывод о присутствии в поверхностных горных породах свинца или «черного камня».
Господа химики, не волнуйтесь! Свинец, оказавшийся углеродом, — разве единственный сюрприз, который преподносила человечеству природа? Даже у В. Даля читаем: «Графит — ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш; это уголь или углерод, с небольшою примесью железа». Так что история карандаша имела «свинцовое» начало. Версия с британскими овцами, конечно же, весьма колоритна, особенно если закрыть глаза на то, что по-тюркски «кара» — это «черный», а «даш» — камень.
А так называемый «парижский карандаш» («соус») изготавливался из смеси белой глины и черной сажи. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики.
В XVII веке было налажено производство графитных карандашей в Нюрнберге (Германия). Смешивая графитный порошок с серой и клеем, предприимчивые немцы поставляли стержни недорогие, хоть и не слишком качественные. Чтобы скрыть это, помещали в середину деревянного корпуса низкосортную продукцию, а по краям — чистый графит.
В конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, соединил глину и графит, положив начало карандашному производству знаменитого «KOH-I-NOOR».
А шестигранную форму корпуса карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell) — для более устойчивого положения на наклонных поверхностях для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша.
Чуть позже, в 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс (Cross) изобрел механический карандаш, в котором графитный стержень помещен в металлическую трубку и по необходимости выдвигается вместо заточки деревянного корпуса — он стал прообразом сегодняшних цанговых карандашей.
Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.
Стоит еще раз вернуться к упоминанию фирмы Н.-Ж.Конте. В конце XX века она выпустила Conte Evolution — карандаш, не содержащий дерева, который изготавливается на одной производственной линии всего за одну минуту или даже чуть меньше. Рецепт является секретным. Известно только, что он готовится на основе синтетической резины, раствор которой вытягивается в форме спагетти, нарезается на секции, затачивается с одного конца, обрезается с другого (к которому может быть добавлен ластик) и покрывается краской.
Есть и другой интересный факт современных преимуществ, казалось бы, такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн. долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.
Вот такая эволюция!