Существовали ли в действительности «потёмкинские деревни»?

Реклама

В 1783 году по инициативе Екатерины II князем Григорием Александровичем Потёмкиным к России был присоединён Крым.

В 1787 году императрица совместно с ним и большим числом сопровождающих лиц, в том числе иностранных дипломатов, с инспекционной поездкой посетила юг страны. Об этой поездке бытует легенда, что Потёмкин, желая показать императрице процветание новой территории, велел возвести вдоль пути ее следования декорации зажиточных домов, выставить для встречи празднично одетых крестьян, согнанных издалека, перегонять ночью одно и то же стадо скота из одного места в другое, наполнить мешки песком и выдавать их за запасы муки, насадить в Кременчуге и других городах парки (причем посадка производилась на несколько дней, так что насаждения гибли после проезда Екатерины), построить в Херсоне крепость (не выдержавшую первой грозы), соорудить корабль (который нельзя было спустить на воду)

Реклама
и т. п. Впоследствии выражение «потёмкинские деревни» стало нарицательным.

Однако в действительности никаких «потёмкинских деревень» не было. Да и у самого Потёмкина не было никакой необходимости пускать пыль в глаза Екатерине Второй, с которой у него были весьма доверительные отношения и с которой он был совершенно откровенен. Хотя сама российская действительность, с её желанием и тогда, и сейчас выставить всё перед приездом начальства в лучшем свете, способствовала появлению этой легенды. Мы до сих пор перед приездом начальства всё вылизываем.

Источниками всех «откровений» о Потёмкине были описания иностранцев, из которых одни участвовали в поездке Екатерины, а другие писали с чужого голоса. Английские, французские и немецкие дипломаты, стремившиеся убедить свои правительства в отсталости России, даже писали о том, что сильный флот, который демонстрировал императрице адмирал Ушаков, это всего лишь дешевые макеты и обломки кораблей. Однако вскоре политики смогли убедиться в силе этих «макетов и обломков», когда под руководством Ушакова был буквально сметен сильный турецкий флот, а во времена наполеоновских войн были завоеваны считавшиеся совершенно неприступными французские опорные точки на Средиземном море (острова, прилегающие к Италии).

Реклама

В Европе миф о «потёмкинских деревнях» был запущен в оборот в серии статей, анонимно опубликованных в гамбургском журнале «Минерва». Позднее стало известно, что автором этих пасквилей был саксонский дипломат Хельбинг, выпустивший впоследствии книгу с биографией Потёмкина. Эта книга была переведена на английский, французский и другие европейские языки. Так ложь о Потёмкине пошла гулять по свету. Естественно, что у людей, создавших этот миф, была определенная политическая цель. Уж очень им хотелось, чтобы Россия в глазах жителей европейских стран выглядела по-прежнему дикой и отсталой. Так что легенда о фиктивных потёмкинских деревнях не выдерживает никакой критики.

Надо сказать, что мифы об отсталости России создавались на Западе не раз, и еще не так давно иностранные туристы, приезжавшие в нашу страну, удивлялись, почему на улицах нет медведей.

Реклама