С детства, самозабвенно увлекаясь рисованием и не ведая о том, что делает, он подручными средствами — угольками, огрызками карандашей, самодельными кисточками — на таких же подручных основах — печке, стенах, досках, парусиновых палатках — создавал портреты односельчан, пейзажи, рисовал животных, панорамные батальные сцены, комические ситуации из жизни крестьянства. Еще одним его художественным развлечением была лепка забавных игрушек из глины — этим будущий художник занимался на берегу речки, где купался, загорал и ловил рыбу и раков с ватагой своих ровесников.
В ранней юности Филипп испытал первую влюбленность и непреодолимую тягу к знаниям и путешествиям, к искусству. Этому поспособствовала просвещенная семья местного священника, куда начинающий художник был вхож на дружеских правах.
В семье Филиппа не было средств на настоящую учебу, заработки не помогли собрать необходимые деньги, и чтобы как-то решить проблему, пришлось даже просить милостыню по соседним селам, и крестьяне охотно давали денежное подаяние на святое, как они считали, дело. А монах Кораблин не только подал идею о том, что юному дарованию надо учиться в Афонском монастыре (в Греции), но и немало поспособствовал его отправке в иконописную мастерскую и лично сопроводил до самого монастыря, где Малявин постигал Бога, строгий монашеский образ жизни и таинство иконописания.
Иконы молодого художника заметно выделялись на фоне других работ в мастерской, и вскоре его перевели в художественную артель, которая занималась росписью церквей. Здесь, среди отчаянных завистников, Филипп чуть не погиб, падая с высоких лесов, подпиленных специально для него коварными душегубцами. Малявин вернулся в иконописную мастерскую, а вскоре поехал на побывку домой. На руках у него был пакет с предписанием и ходатайство об освобождении от солдатчины.
Искусство помогло Филиппу Андреевичу избежать нелегкой, муторной солдатской доли. Военный начальник в г. Бузулуке, решавший судьбу художника, был любителем лошадей, и получил от Малявина в подарок такую «тройку» на холсте, что в восхищении тут же освободил юношу от воинской повинности навечно.
И вот — снова Афон. Художник жаждет учиться, много рисует с натуры, на пленере, а настоящего удовлетворения нет… И в декабре 1881 года происходит событие, круто изменившее всю его жизнь. Известный скульптор Беклемишев, путешествуя за границей, приехал на Афон, чтобы осмотреть архитектуру, скульптуру и живопись монастырей и церквей. Здесь он заинтересовался работами Малявина и тут же предложил учиться в императорской Академии художеств в Петербурге.
И снова святые русские отцы помогли Филиппу Андреевичу, оказав посильную денежную помощь на период обучения в Академии, с условием по окончанию учебы вернуться в монастырь. Дали провожатого в Петербург.
Когда Филипп вернулся из Петербурга домой, он начал усиленно готовиться к предстоящему вступительному экзамену в Академию, но перед самым отъездом вновь остро проявила себя денежная проблема. И снова выручили крестьяне. На сельском сходе писарь написал и зачитал документ под названием «Временный увольнительный приговор для поступления в учебное заведение по науке живописи». 169 крестьян, из которых грамотными оказались лишь 7, документ одобрили, удостоверили, а за неграмотных расписался Алексей Дронский. Все неурядицы были решены, все сословные препятствия преодолены, и в сентябре 1892 года Малявин успешно сдал экзамен и был принят в Академию художеств.
Академия отучала Малявина от монашеских привычек, давала расширенное общее образование и приобщала к миру художников, которые отмечали большой природный ум и жадную тягу Филиппа Андреевича к искусству и науке. А Малявин шел дорогой новатора — дерзко ломал устаревшие традиции и нормы. В Академии Филипп Андреевич стал учеником и другом известного художника
А потом была творческая жизнь в деревне Аксиньино Рязанской губернии. На Афон он не вернулся, так как в церковной стипендии ему было отказано. С 1906 года Филипп Андреевич — академик живописи. В 1918 году — переезд в Рязань, где состоялась его первая персональная выставка. Через два года Малявин жил и работал в Москве, где по инициативе
«Малявин — гений, Малявин — талант и мастер, Малявин — философ…» — примерно так отзывались о художнике его наставники, учителя, коллеги и почитатели высокого таланта. Главная тема работ — тема русской крестьянки. Только его работы «Смех» и «Вихрь» ошеломили зрителей буйством красок, размашистым движением, красотой и удалью русской натуры. А художник создал десятки картин, сотни этюдов и рисунков.
В 1922 году
За границей серьезно заболел и умер, а его близкие родственники дешево распродали живописные полотна, поэтому большая часть творческого наследия художника находится в известных музеях мира. Но и в России, в самых известных музеях страны, выставляются и хранятся работы знаменитого художника из крестьян.