В августе 1941 года полковник А. Е. Голованов становится командиром авиационной дивизии, подчиненной Ставке ВГК. Дивизия уже в 1941 году, опять же при личном участии в операциях командира, бомбила Берлин, Кенигсберг, Данциг, Плоешти. Результаты боевых вылетов дивизии доказывают, что Голованов не зря был назначен ее комдивом.
Следующая ступень головокружительной карьеры — командующий авиации дальнего действия. Именно в эту структуру была преобразована дальне-бомбардировочная авиация. Суть преобразований была в подчинении АДД Ставке ВГК.
Вступив в командование АДД в марте 1942 года, генерал-майор А. Е. Голованов без задержек получал очередные чины, а в августе 1944 года ему присваивается высшее в его карьере воинское звание главного маршала авиации. В том месяце новоиспеченному главному маршалу исполнилось 40 лет.
«Громкое в годы войны и ныне почти забытое название — АДД… Это и героические, на пределе техническом и на грани самопожертвования, ночные налеты 1941-го и 1942-го годов на Берлин; и мощные удары по железнодорожным узлам, резервам и переднему краю противника; и доставка
В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над воюющей Европой и Атлантикой; и помощь Народно-освободительной армии Югославии; и десятки тысяч перевезенных партизан, и „спецоперации“. Нити непосредственного руководства исключительно многообразной боевой работой… вели в Москву, в старинный красивейший Петровский дворец, в кабинет
А. Е. Голованова с огромной картой на стене и видом из окон на Центральный аэродром…» Так характеризуется прославленное оперативное объединение в предисловии к мемуарам
А. Е. Голованова.
Вождь всех народов ценил своего выдвиженца. В марте 1946 года в Георгиевском зале собрали для фотографирования большую группу маршалов, генералов и адмиралов — депутатов Верховного Совета СССР. Сталин подозвал к себе Голованова, стоявшего где-то позади, и лично усадил его в первом ряду, где было всего 12 полководцев, начиная с
Г. К. Жукова и
К. К. Рокоссовского.
К окончанию войны лишь три человека имели звание главных маршалов родов войск — главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, главные маршалы авиации А. А. Новиков и А. Е. Голованов. Но после победы нужда в твердых и независимых военных руководителях отпала. Все трое были сняты с занимаемых постов.
А. Е. Голованова участь сия постигла в 1948 году. Он перестал командовать АДД и больше в своей жизни постов, соответствующих высокому воинскому званию, не занимал. А в августе 1953 года новым руководством страны он был отправлен в запас. Единственный маршал в истории СССР, кого постигла такая судьба.
В опале были Жуков, Конев, Василевский, Рокоссовский. Но их никто не увольнял, они оставались действующими маршалами. Адмирал Флота Советского Союза
Н. Г. Кузнецов был уволен, но предварительно понижен в звании до вице-адмирала.
Причин и даже повода для разжалования Голованова не было. Новое руководство страны во главе с Н. С. Хрущевым пыталось полностью размежеваться с периодом культа личности. Яркий сталинский маршал в этой обстановке был просто никому не нужен и отправлен на пенсию.
До 1966 года маршал запаса трудился в скромной должности заместителя начальника ГосНИИ Гражданской авиации, в последние годы жизни работал над мемуарами. Ему было, что рассказать.
Но мемуары не выпускали. Бесконечные согласования постоянно тормозили выпуск книги, партийные контролеры предлагала автору сократить описания событий и видоизменить оценку фактов. А после выраженного нежелания упомянуть в повествовании фамилию
Л. И. Брежнева Голованову, единственному среди советских военачальников, вообще было отказано в публикации воспоминаний.
Лишь в 1997 году, спустя двадцать два года после смерти автора, Воениздат выпустил мемуары А. Е. Голованова под названием «Записки командующего АДД» в сокращенном варианте и мизерным тиражом в 600 экземпляров. Полное издание его воспоминаний увидело свет только в 2004 году. Они последними из мемуаров полководцев Великой Отечественной войны пришли к читателю. Такова их судьба.