Но, даже если предположить, что были в то время люди, которых не интересовали песни барда-Высоцкого, то с творчеством Высоцкого-актера знакомы были все — пятисерийная новелла о буднях МУРа «Место встречи изменить нельзя» стала культовым фильмом, герои «ушли в народ», и цитаты из этой ленты давно уже живут самостоятельной жизнью. Между тем, история создания фильма не менее интересна, чем сама картина.
Мало кто знает, что изначально Глеб Жеглов задумывался сценаристами Аркадием и Георгием Вайнерами в романе «Эра милосердия», как здоровый мужик — косая сажень в плечах. Поэтому, когда на пороге их квартиры возник Высоцкий, пришедший, как он выразился, «застолбить Жеглова», писатели были несколько смущены — им в этой роли виделся Шакуров или Губенко. Владимир Семенович согласился с тем, что любой из этих актеров сыграет лучше него, но… «Вам не надо лучше! Вам надо, как я его сыграю» — убедительный аргумент вкупе с нечеловеческим обаянием актера сделал свое дело, и сценарий фильма уже писался «под Высоцкого».
Фигура режиссера фильма также вызвала некоторые затруднения. Изначально эта роль была предложена
А вот актера на роль второй главной роли — Шарапова — предложил уже Говорухин. Владимир Конкин
Наконец, все роли были распределены, и началась работа. Госкино выделило на съемки 38 частей фильма смехотворную сумму — 750000 рублей. Как ни странно, уложиться в нее помогло то, что у Высоцкого крайне сложно обстояли дела со свободным временем, в связи с чем он вынуждал съемочную группу работать в бешеном темпе — без обычной кинематографической «раскачки» перед каждым дублем. Вообще, роль Владимира Семеновича в создании «Места встречи» сложно переоценить — я говорю именно о закадровой работе, которую мы с вами не видели, но о которой часто и с благодарностью вспоминают люди, которым он помог. Сам Владимир Семенович говорил о своей деятельности в качестве развлекающего-помогающего-ободряющего члена съемочной группы поговоркой «Наша работа ничего не стоит», для него главной ценой была сама картина. Кстати, о ценах. Изначально Высоцкому хотели платить 13 рублей за съемочный день, ведь у него не было звания заслуженного или народного артиста. Но Вайнеры пошли на ультиматум Гостелерадио, пригрозив закрыть картину, на которую уже было потрачено около полумиллиона рублей, и ставка Высоцкого выросла до 42 рублей в день. К слову сказать, тот же Владимир Конкин получал на 10 рублей больше. Ну, да ладно — не это главное. Высоцкий получил то, к чему стремился — роль, которая помогла ему выразить себя, роль неоднозначную, не заполированную под «положительного героя», роль, по которой мы еще долго будем вспоминать великого артиста.
На следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
— Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
— А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?
— Не мог. Надо спешить.
Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи». Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось «Эра милосердия. Продолжение».
Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы пришла горестная весть: Владимира Семеновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съемках продолжения картины. Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».