«Место встречи изменить нельзя» - лебединая песня Владимира Высоцкого?

Реклама
Профессионал

25 января 2008 года мы отмечаем юбилей Артиста — Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 70 лет. Для целого поколения наших людей Высоцкий — знаковая фигура, символ. Мои родители относятся к этому поколению, и я помню, что наша квартира всегда была завалена его пластинками, книгами и рулонами бумаги с текстами неизданных «запрещенных» песен — самиздат обходил цензуру.

Но, даже если предположить, что были в то время люди, которых не интересовали песни барда-Высоцкого, то с творчеством Высоцкого-актера знакомы были все — пятисерийная новелла о буднях МУРа «Место встречи изменить нельзя» стала культовым фильмом, герои «ушли в народ», и цитаты из этой ленты давно уже живут самостоятельной жизнью. Между тем, история создания фильма не менее интересна, чем сама картина.

Реклама

Мало кто знает, что изначально Глеб Жеглов задумывался сценаристами Аркадием и Георгием Вайнерами в романе «Эра милосердия», как здоровый мужик — косая сажень в плечах. Поэтому, когда на пороге их квартиры возник Высоцкий, пришедший, как он выразился, «застолбить Жеглова», писатели были несколько смущены — им в этой роли виделся Шакуров или Губенко. Владимир Семенович согласился с тем, что любой из этих актеров сыграет лучше него, но… «Вам не надо лучше! Вам надо, как я его сыграю» — убедительный аргумент вкупе с нечеловеческим обаянием актера сделал свое дело, и сценарий фильма уже писался «под Высоцкого».

Фигура режиссера фильма также вызвала некоторые затруднения. Изначально эта роль была предложена

Реклама
Алексею Баталову. Но он поставил себе слишком объемную задачу, желая и режиссировать, и играть Жеглова. В итоге его кандидатура отпала, и фильм на какое-то время остался «без папы». Станислав Говорухин в качестве режиссера был предложен все тем же Владимиром Высоцким, который проникся идеей создания ленты настолько, что был готов сделать все возможное для того, чтобы она родилась. Кстати, в какой-то момент Высоцкому удалось воплотить в жизнь еще одну свою мечту — Говорухин вынужден был отлучиться со съемок, и роль режиссера нескольких сцен была доверена Владимиру Семеновичу.

А вот актера на роль второй главной роли — Шарапова — предложил уже Говорухин. Владимир Конкин

Реклама
запомнился ему по роли Павки Корчагина, режиссера поразило чистое и благородное лицо актера. В своих чувствах режиссер оказался одинок — не нашлось второго человека, который бы согласился с его выбором, на худсовете за Конкина не было подано ни одного голоса! Но Говорухин был тверд в своем убеждении. С этим связан один забавный эпизод, рассказанный А. Вайнером. После того как братья-сценаристы решительно отказались рассматривать Конкина в роли Шарапова, Говорухин прекратил свои уговоры на несколько дней, а затем предложил им приехать, посмотреть актеров, пробующихся на эту роль. Далее цитата: «Приезжаем мы на студию, вводит он нас в гримёрную, где будущие „Шараповы“ гримируются. Увидели мы этих восемь или девять „Шараповых“, упали на пол и зарыдали, и захохотали. Все признаки истерики были налицо. Он пригнал нам ещё десять Конкиных, только похуже и пожиже. Где он их смог за неделю достать — это уму непостижимо». После этого Вайнеры решили не «ломать» режиссерскую задумку и пошли на компромисс — Конкина утвердили, но свою фамилию из титров убрали, заменив на мифического Станислава Константинова (позже, когда фильм получил бешеную популярность, фамилия авторов была восстановлена в титрах).
Реклама

Наконец, все роли были распределены, и началась работа. Госкино выделило на съемки 38 частей фильма смехотворную сумму — 750000 рублей. Как ни странно, уложиться в нее помогло то, что у Высоцкого крайне сложно обстояли дела со свободным временем, в связи с чем он вынуждал съемочную группу работать в бешеном темпе — без обычной кинематографической «раскачки» перед каждым дублем. Вообще, роль Владимира Семеновича в создании «Места встречи» сложно переоценить — я говорю именно о закадровой работе, которую мы с вами не видели, но о которой часто и с благодарностью вспоминают люди, которым он помог. Сам Владимир Семенович говорил о своей деятельности в качестве развлекающего-помогающего-ободряющего члена съемочной группы поговоркой «Наша работа ничего не стоит», для него главной ценой была сама картина. Кстати, о ценах. Изначально Высоцкому хотели платить 13 рублей за съемочный день, ведь у него не было звания заслуженного или народного артиста. Но Вайнеры пошли на ультиматум Гостелерадио, пригрозив закрыть картину, на которую уже было потрачено около полумиллиона рублей, и ставка Высоцкого выросла до 42 рублей в день. К слову сказать, тот же Владимир Конкин получал на 10 рублей больше. Ну, да ладно — не это главное. Высоцкий получил то, к чему стремился — роль, которая помогла ему выразить себя, роль неоднозначную, не заполированную под «положительного героя», роль, по которой мы еще долго будем вспоминать великого артиста.

Реклама

На следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
— Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
— А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?
— Не мог. Надо спешить.

Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи». Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось «Эра милосердия. Продолжение».

Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы пришла горестная весть: Владимира Семеновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съемках продолжения картины. Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».

Реклама