Какими мы входим в 2008 год, или Tempora mutantur et nos mutantur in illis

Реклама
Грандмастер
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Овидий

Еще в памяти софтверный ажиотаж перехода к новому тысячелетию, особое волнение от встречи 2000 года, а гляди-ка, уже семь лет отмахали в новом веке. Жизнь моих современников уже тем одним знаменательна, что мы — именно то поколение, которое родилось в прошлом веке и передает эстафету прогресса наступившему новому. Трафикеры. Транзитники. Посланники наших дедов новым людям.

Именно на мое поколение пришлись одни из самых великих открытий человечества — освоение космоса и Интернет! Мы — свидетели таких достижений, как пересадка органов, хирургия на работающем сердце, микрохирургия, роботизация, клонирование живых организмов и нанотехнологии. На наших глазах родилась беспроводная связь. И мы уже не мыслим себя без высоких технологий. И сами не замечаем, настолько мы изменились под влиянием прогресса. (В Нью-Йорке в 41-этажном здании отрубилось электричество на 6 часов, люди не знали, как выжить без электроэнергии и кондиционеров, без лифтов и электронной связи, где аварийные и пожарные лестницы! А их бабушки без фонариков в темное время не ходили и свечи держали не для ароматерапии).

Реклама

Мы уже не посылаем поздравительные открытки на Новый год — мы отправляем их электронной почтой. Сидя в Москве или Бобруйске, мы говорим с родственником в Австралии и видим его живьем на экране. Мы ведем машину и получаем юморные указания от навигатора: «Сбрось газ — впереди вонючка с радаром» или «Тупица, сейчас левый поворот, обозначать будешь?». Мы программируем кофеварку на 7 утра в режиме фрапучино или капучино. Двери открываем не ключами, а звуковым сигналом. В магазинах и ресторанах расплачиваемся не деньгами, а пластмассой. Заводим дистанционно свой автомобиль, еще «фриштикая» в постели. Наши телевизоры стали плоскими, как камбала, и с тумбочек переместились на стены (А там Галкин-Галкин-Галкин! — обои!). Экраны становятся все больше, а мобильники все меньше. Счета все больше, бумажники все тоньше за счет пластиковых карт.

Реклама

Наши дети и внуки играют не в куклы, а в компьютерные игры. Они родились уже с мышкой в руке и в наушниках. Они фотографируют своими телефонами, а фотоаппаратами играют в игры. Проводная телефонная связь при нас развилась и успешно умрет на глазах одного и того же поколения.

Мою детскую кашку варили сначала на керосинке, потом на примусе, а сейчас я варю кашу своей внучке на программируемой плите без всяких горелок, с режимом самоочистки. Я забыла, для чего нужен веник. И то время, когда тяжеленный пылесос нужно было самой таскать по квартире. Теперь я программирую свой жучок на 8 утра и ровно в 8 утра он начинает сам ползать по квартире и делать свое грязное дело. До последней пылинки.

Реклама

Читатели помоложе уже, наверняка, не опишут, как выглядит стиральная доска или валок для стирки. Мы привыкли, что исчезла специальность прачки, гладильщицы, полотера. Мы привыкли, что во дворах не натянуты бельевые веревки с крахмальными подсиненными простынями, на которых вознеслась на небеса прекрасная героиня «Ста лет одиночества» Маркеса. Мы не моем посуду руками — фи! Не царское это дело! Мы не платим за коммунальные услуги, выстояв очередь в сберкассе — мы делаем это через Интернет. (Но зато все дороже и дороже).

На наших глазах рушились и вновь воздвигались церкви. Мы еще помним, как прятали свои нательные крестики и тайком крестили наших детей. А сегодня первые партийцы и гебешники сами, в некогда запрещенных обручальных кольцах и в непременных роллексах, первыми стоят перед амвонами. Мы уже почти забыли, что для поездки заграницу нужно было получить одобрение и характеристику от комсомольского, профсоюзного и партийного собрания и пройти интервью в райкоме партии. С представлением справки из психдиспансера. А теперь русскую речь на Кипре услышишь чаще, чем греческую или турецкую. Ох, и какую! А вот вам еще, из опыта:

Реклама

На Гаити в районе Пунта Каны есть знаменитый заповедник коралловых рифов и живой подводный зоопарк: оцепленная часть моря, где на просторе в водяном вольере резвятся огромные акулы и десятиметровые скаты. На катере со стеклянным дном туристов прокатят над рифами — любуйтесь, а затем дают маски и акваланги и хорошие пловцы решаются на бросок к зоопарку. Плаваешь там среди морских чудищ, даже умудряешься потрогать руками гладкие бока акул и шершавые крылья ската. Как отрадно вдруг посреди океана услышать трехступенчатый великий и могучий русский мат в благословенных водах мятежного Карибского бассейна — новохоперские пацаны резвятся и, как умеют, по матушке, выражают свой восторг от общения с морским зверьем. А еще прелесть какая: в Сиднейском национальном заповеднике на деревянной скамеечке выцарапано: «f-ck Ю»!

Реклама

Сам русский язык изменился настолько, что иностранные заимствования уже воспринимаются как исконно русские и даже служат материалом для русского арго: новые тараканы в софте — это бывшие тараканы в голове, и новенькое укоренившееся «Секс твою мать!» звучит гораздо современнее, чем родное привычное.

Изменились мы сами, наша речь, наша одежда, пища, питье. (Если что-то и осталось из старого, то это нечто такое, что не объяснить и не перевести ни на какой язык. Вроде: старый Новый год… (?!) Я пыталась знакомой американке объяснить, почему в России половина января — выходной. Про русское Рождество она что-то поняла, что, типа, снова не все как у людей, но что Новый год бывает старым, было не пробить. Тормоз). Мутировали мы настолько, что психологи даже наставили нам вешек для ориентации, что мы не где-то в межпространстве, глюча, болтаемся, а что с нами все ОК и мы перевалили в 2008 год и уже в нем находимся двумя ногами.

Реклама

Да, дорогой читатель, ты уже в 2008 году, если:

1 — ты набираешь свой пин-номер на микроволновке
2 — ты уже несколько лет не играл в карты картами из колоды
3 — ты имеешь 15 номеров телефонов членов семьи из 3 человек
4 — ты пишешь имейл сотруднику, сидящему за соседним столом
5 — причина, по которой ты не общаешься с друзьями или родственниками — отсутствие у тебя их имейлов
6 — ты заезжаешь в свой домашний гараж и звонишь по мобильнику домой, чтобы позвать кого-то из домашних помочь тебе внести в дом покупки
7 — ты впадаешь в глубокую панику, если забыл дома мобилу, которой у тебя не было в жизни по крайней мере 30−50 лет до этого
8 — ты встаешь утром и выходишь онлайн прежде, чем выпиваешь свою первую чашечку кофе

Реклама

10 — ты наклоняешь голову набок, если хочешь изобразить улыбку — вот так :-)
11 — ты читаешь это, согласно киваешь головой и ржешь
12 — и даже хуже того: ты уже точно знаешь, кому ты это немедленно отправишь по аське
13 — ты слишком занят, чтобы заметить, что пункт 9 отсутствует в моем списке
14 — ты только что перескочил наверх, чтобы в этом убедиться. Было дело?

Вот такими мы пришли в 2008 год новой эры. И таки скажите мине, что это плохо? Со старым Новым Гадом Крысы, годом компьютерной мыши и новых всем тараканов в софте.

Реклама