Одним из любимых имен является Эдгар Вальтер — умный, добрый, талантливый художник. От его карикатур у меня всегда поднимается настроение. Надеюсь, вам они тоже понравятся.
Эдгар Вальтер родился в Таллинне 21 сентября 1929 года. Первый опыт сатирической графики он приобрел в 15 лет и с тех пор создал бесчисленное множество карикатур, не уклоняясь, впрочем, и от других изобразительных жанров (в том числе, особенно близкой мне сказочной темы). Но сегодня хочется познакомить читателей с его «веселыми картинками».
Например, правда о грехопадении Адама по Вальтеру выглядит так.
У меня с этим рисунком связаны забавные воспоминания. Когда-то мне довелось заниматься стенгазетой… Была такая традиция в той структуре, где «по распределению» обязана была отработать не менее трех лет — развлекать сотрудников и «украшать» стены в «коридоре власти». А назывался сей труд «идеологической работой» и контролировался партийным бюро.
Мне, может, по молодости лет, а может, вследствие лояльности руководства, сходили с рук самые разные «стенгазетные» шуточки, вплоть до намеков на нашего главного патрона (имевшего ранг министра), которому самая влиятельная «аппаратная» дама якобы пела: «Спляшем, Тедди, спляшем!»
Но когда я «опубликовала» в выпуске, посвященном 8 Марта, эту, согласитесь, вполне невинную, совершенно безобидную карикатуру, партийный идеолог (женщина с «пучком» на затылке и в костюме «а ля мешок») конфисковал праздничный лист ватмана, сорвав его со стены, дабы не допустить распространения порнографии.
К слову сказать, когда я заявилась после «инцидента» в партбюро в надежде, что теперь меня «снимут» со стенгазетной повинности, с сожалением увидела, что все хохочут над блюстительницей нравов. Был «закат перестройки», и поводки коммунистической строгости ослабли до предела. Но я об этом тогда пожалела, честно говоря, так как не удалось «соскочить» с поручения партии.
А как вам картинка с лаконичным названием «В аду»? Смешно, правда? Такая остроумная лукавинка, которая, как ни странно, еще и лирична. Поглядишь, и невольно замурлыкаешь: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!..»
А еще мне очень нравится сюжет «Красная шапочка». И «Сервис»: выпученные глаза новобрачных, гадающих, кому из них предназначаются аккуратно разложенные на столе предметы, так выразительны, а «коммивояжер», их предлагающий, так благостен, что никаких слов не надо — любые будут лишними.
И, заметьте, никакой злости! Смех, вызываемый этими карикатурами, безъяростен. Чувство юмора художника подкупающе добродушно. Быть может, вы скажете, что это связано с аполитичностью сюжетов? Вовсе нет.
Поглядите на рисунок «Без слов» — может, возникнут ассоциации. Но и здесь — явление подмечено, а злобы нет. Только философия.
Любуйтесь и смейтесь. Ну, хотя бы улыбнитесь!..