Smart mob переводится как «умная толпа». И если флэшмоб — это технология собирания толпы, то смартмоб — это цель и смысл такого собирания. Даже если эти цель и смысл носят абсурдный характер. То есть флэшмоб — это форма, а смартмоб — ее содержание. Это два взаимно дополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга.
X-mob (eXperimental mob) — это такие акции флэшмоба, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ.
L-mob (long-mob) — в этих мобах сценарий реализуется участниками на протяжении какого-то длительного времени. Место его проведения может быть также распыленным в пространстве города. Больше всего этот тип флэшмобов напоминает определенные «ритуалы» или «правила поведения» и ближе всего приближается к выстраиванию новых социальных порядков, стремится перепрограммировать каждодневный общепринятый распорядок жизни.
I-mob — флэшмоб, не выходящий за пределы Интернета и реализуемый в виртуальных публичных пространствах.
Флэшмоб и «письма счастья»
Чтобы однозначно ответить на вопрос, попадают ли под определение флэшмоба массовые помешательства и увлечения, нужно вначале дать однозначное определение понятию «флэшмоб». А его на сегодняшний день нет. Я не считаю возможным брать за основу определения людей, называющих себя флешмоберами. Поскольку большинство из них не являются специалистами в области социальных технологий, а сам флэшмоб еще не сформировался в отдельную субкультуру со своими правилами, законами и тенденциями.
Когда четкого общепризнанного определения нет, ничего не остается, кроме того, чтобы или дать свое собственное, или ограничиться описанием общих тенденций. В широком смысле флэшмоб как раз и является чем-то средним между массовым увлечением и помешательством. В противном случае это либо принудительная акция, либо театрализованное представление. Но флэшмоб не является ни тем, ни другим.
Основные принципы флэшмоба — это массовость и безыдейность. Если дадаизм и концептуализм стремились к «искусству ради искусства», то флэшмоб появился как чистая технология. Изначально флэшмоб — это технология ради технологии. Причем воспользоваться ею может любой, у кого есть доступ в интернет. Цель — задействовать в акции как можно больше людей. Флэшмоберы любят писать на своих сайтах, что единственная их цель — это удивить людей, и массовость сама по себе их не привлекает. Это не так. Такие заявления делаются исключительно по молодости и горячности.
Для иллюстрации приведу промо-акцию одного журнала, описанную в журнале «Рекламные технологии». Сценарий акции состоял в том, что вечером в вагон метрополитена входит девушка, читающая журнал с ярко-красной обложкой. На каждой остановке следующей станции в вагон входит новая девушка с таким же журналом… И так пока девушек с журналом становится едва ли не больше чем остальных пассажиров. На одной из станций все девушки выходят из вагона.
В рекламной акции участвовало 3 команды по 18 «читательниц» — не так уж и много, но… (!) По итогам первых семи дней торговли, объем продаж журнала стал сопоставим с объемом продаж журнала «Glamour».
Понятие «массовая толпа» в контексте понятия флэшмоб принимает совсем не то значение, что вкладывали в него художники концептуалисты 70-х годов. Сегодня «собрать толпу», равно как и «собраться в толпу» можно, не выходя из дома. Вспомним все тот же знаменитый «Превед». Никто нигде не собирался (во всяком случае, вначале), но редкий офис в феврале этого года не оглашался этим сакральным прЕвеДствием. Приблизительно в одно и тоже время тысячи людей вскидывали вверх руки и задорно кричали «Превед!» — классический вариант флэшмоба.
Если кто-то удивлялся такому поведению, то тут же получал ссылку на культовую картинку. Что же получается? Вы отправили 10 ссылок друзьям, каждый из 10 друзей отправил ещё по десять ссылок
Т.е. «Письмо счастья» — это частный случай флэшмоба. Почему далеко не каждое письмо счастья становится флэшмобом, а также о том, почему явление «флэшмоб» интересует полит-технологов и агентов спецслужб, я расскажу в следующей части статьи. Если только кроме меня это еще кому-нибудь интересно.