Логичней было бы предположить, что подобное надо забыть как можно скорее. Но на самом деле это не так. Историю надо помнить, какая она бы ни была, но ни в коем случае не забывать. Именно поэтому и стоит мемориальный комплекс возле деревни Хатынь, в назидание будущим поколениям. Так чем же печально знаменита ныне не существующая деревенька в Белоруссии?
Все началось утром 22 марта 1943 года, когда партизанский отряд напал на немецкую колонну и убил офицера, олимпийского чемпиона 1936 года. В отместку за это была проведена карательная акция силами 118 батальона охранной полиции. Надо заметить, что полиция целиком и полностью состояла из «вольнонаемных»: военнопленные, перебежчики и местные жители из числа сочувствующих новому режиму.
Все население Хатыни, а это примерно 149 жителей — стариков, женщин, детей — выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Под дулами автоматов поднимали с постели стариков, не щадили даже женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от окруживших деревню полицаев. Когда все население деревни было в сарае, каратели заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся.
Человеческий инстинкт самосохранения гнал людей наружу, и двери сарая под давлением десятков человек не выдержали. Охваченные огнем люди стали выбегать наружу. Тех, кто вырывался из пламени, полицаи хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне погибли не все 149 жителей деревни, из которых было 75 детей. После этого каратели приступили к разграблению деревни, после чего она была полностью уничтожена.
Троим жителям удалось выжить в огненном аду. Виктор Желобкович смог выжить благодаря свой матери, которая прикрыла сына собой. Он находился под трупом матери до тех пор, пока полицаи не покинули деревню. Антон Барановский был ранен в ногу, рана была настолько ужасна, что каратели приняли его за мертвого. Единственным взрослым, пережившим этот ужас, был 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Его трагедия была еще горше, так как у него на руках скончался сын, он был смертельно ранен в живот и получил сильные ожоги.
Именно это и легло в основу скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — Непокоренный человек. Это единственная скульптура в мемориальном комплексе.
Данный мемориальный комплекс служит памяти сотен белорусских деревень, что были уничтожены во время оккупации. Решение о его возведении было принято в 1966 году. И уже в 1969 году, пятого июля, комплекс был торжественно открыт. Такие мемориальные комплексы — это кровоточащие раны на теле Земли, призванные помнить об ужасах войн. Помнить, чтобы это не повторялось вновь.