Что такое флэшмоб?

Реклама
Профессионал

Не так давно в наш лексикон вошло слово «флэшмоб». Слово это слышали, наверное, уже все без исключения граждане, имеющие телевизор, интернет или радиоприемник. Подсознательно из контекста, в котором употребляется данное слово, несложно догадаться, что этот термин подразумевает под собой какие-либо массовые действия, но при желании более подробно узнать о явлении в целом и в частности, этимологию слова «флэшмоб», я обнаружил, что информации по данному вопросу не так уж и много.
Скудность информации по данному вопросу объясняется рядом факторов.

Во-первых флэшмоб появился достаточно недавно. На сайтах флэшмоберов можно прочитать о том, что житель Нью-Йорка Билл, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина «Macy's» и попросили «любовный ковер» для «пригородной коммуны» ценой в $ 10 000. Телевидение в свое время достаточно подробно осветило эту акцию и именно ее принято считать первым флэшмобом.

Реклама

Во-вторых, далеко не все считают флэшмоб новым явлением. Задолго до флэшмоба были очень схожие с ним явления, обозначаемые не менее экзотическими для русского уха словами «хэппенинг» и «перформанс». Между явлениями действительно много общего.

Хэппенинг — разновидность акционизма 1960-х, 1970-х годов. Акция хэппенинга представляет собой бесфабульное театрализованное действие:
— развивающееся без заранее запрограммированного сценария; и
— рассчитанное на спонтанные акции исполнителей и на активное соучастие зрительской аудитории. (англ. happening — происходящее) (Словарь по общественным наукам.)

Перфоманс (англ. performance — букв. — представление) — вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. (БЭС)

Реклама

Дословно с английского (flashmob), флэшмоб переводится как «вспышка толпы» или «мгновенная толпа». Интересным кажется тот факт, что английское «mob» (сборище, толпа) с немецкого переводится как: чернь, сброд, подонки. У меня в подсознании это вызывает словосочетание «сборище подонков», что объясняется скорее всего тем, что что меня явление флэшмоба всерьез заинтересовало после ошеломляющей популярности известного коллажа «Превед!». (Как раз тот случай, когда так называемая «падонкофская» лексика, которая долгое время оставалась вещью в себе, выплеснулась вдруг не только за рамки своего круга, но и за рамки сети Интернет.)

Сегодня формат флэшмоба вовсю пытаются использовать специалисты в области маркетинга, рекламы, всевозможных пиар- и полит-технологий, и вполне вероятно, спецслужб. И это, кстати,

Реклама
третья причина, по которой информации о таком интересном явлении, как флэшмоб, не так много. Дело в том, что все перечисленные категории специалистов, интересующихся этим явлением, по понятным причинам не афишируют свой интерес и уж тем более свои изыскания в этой области.

Рекламные акции с использованием элементов флэшмоба стали сегодня обычным явлением. Правда, участниками таких акций, часто являются не добровольцы, а промо-персонал и не часто подобные действа становятся действительно массовыми. Это говорит о том, что явление на сегодняшний день изучено еще не достаточно хорошо.

Конечно же, подобные спланированные акции не могут считаться флэшмобом в чистом виде, так как нарушают основные принципы флэшмоба:

Реклама

1) спонтанность;
2) отсутствие централизованного руководства;
3) отсутствие каких либо политических, финансовых или рекламных целей;
4) деперсонификация; участники флэшмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;
5) отказ от освещения флэшмоба в СМИ.

Судя по акциям, которые наши доморощенные специалисты по организации массовых акций позиционируют как флэшмоб, создается впечатление, что образцом флэшмоба для этих специалистов является советский субботник. В конечном итоге, любая уличная акция в скором времени будет называться флэшмобом лишь потому, что эта форма активности не присутствует в законодательстве.

Конечно же, это далеко не вся информация о флэшмобе. В следующей статье я расскажу о видах флэшмоба и попытаюсь ответить на вопрос: «Можно ли некоторые электронные аналоги „писем счастья“ считать флэшмобом?» (Подробно о письмах счастья можно прочитать в моей статье «Что делать с „Письмом счастья“?»)

Реклама