Почему Новый год в Польше называют Сильвестром?

Реклама
Грандмастер

В начале девяностых довелось пару лет пожить в Польше. Знакомство с польскими праздниками началось для меня с Рождества и встречи Нового года. Веселое новогоднее действо поляки привыкли называть Сильвестром. Средний гражданин наследницы Речи Посполитой ничего особо вразумительного по поводу такого названия не расскажет. Ну, был такой святой, вот в его честь и празднуют.

Действительно, был. Но не просто святой, а, так сказать, святой номенклатурный. Папа Римский Сильвестр Первый жил во времена императора Константина и был «на руководящем посту» достаточно долго, с 314 по 335 год. За что он был причислен к святым, не знаю. Но умер папа аккурат в канун нового 336 года, 31 декабря. День кончины его почитается как день святого Сильвестра.

Реклама

Не спешите, сказка еще впереди. В то время Новый год праздновали вовсю. Праздник в принципе языческий, ведь римляне начали его отмечать задолго до принятия христианства. Могущественная церковь с народными традициями сладить не могла. Может быть, поэтому решили отмечать не день рождения святого, что, по моему мнению, как-то логичнее, а день, в который папа преставился.

Полное основание «праздновать» день кончины, на мой взгляд, имеют разве что иудеи, с религией которых папа Сильвестр Первый активно боролся и настаивал на полном отрыве христианства от иудейских корней.

Рассказывают, что как-то папа затеял состязание в силе веры с евреями перед лицом самого императора. Да не просто организовал, но христианской молитвой поборол чары некого знаменитейшего еврейского колдуна, знавшего подлинное имя Всевышнего. История об утоплении в Тибре сотен римских евреев — тоже, якобы, его рук дело.

Реклама

Но вернемся к наступающему празднику. Долгое время, более шести веков, Новый год и день святого Сильвестра существовали бок о бок, но каждый сам по себе. «Мы вместе, но мы врозь», — как ответила одна наша попутчица на вопрос польского таможенника, с грустным видом осматривавшего груду коробок, свертков, сумок и чемоданов, забивших четырехместное купе до самого потолка. Церковь желала искоренения языческих традиций, а своенравный народ как-то не очень стремился ломать устоявшиеся привычки.

Но вот приблизился новый 1000-й год. Помните, как все мы с опаской ждали наступления 2000-го? Компьютеры все станут, самолеты упадут, а поезда взлетят, чтобы тоже упасть рядом с рельсами. Чего только нам не пророчили хитрюги-махинаторы, а мы, грамотные и умные, послушно наматывали спагетти на выступающие органы слуха.

Реклама

Ну, а тысячу лет тому назад все было еще серьезнее. Весь католический мир охватил психоз, связанный с ожиданием конца света. В 1000-м году из моря должен был выползти чудовищный ветхозаветный змей Левиафан, возжелавший, наверное, от сильного голода сожрать всю землю.

Естественно, кому же хочется быть съеденным вместе с соседями и средой обитания. Молебнам не было конца. И вот тут-то святой Сильвестр пригодился как нельзя кстати. Кто же еще заступится, как ни святой, поминают которого в последний день перед концом света? Святой не может людям не помочь. Змея он в невидимой схватке победил, людей в обиду не дал. До сих пор живем и размножаемся.

С тех пор Новый год и называют Сильвестром. Справедливости ради отмечу, что не только в Польше, но и в Венгрии, Чехии, Австрии, Швейцарии и даже в Израиле. Сегодня Сильвестр мирно уживается с другим святым, Санта Клаусом — Святым Николаем. Всеобщими усилиями они делают праздник с каждым годом масштабнее, веселее и красочнее. Счастливого Нового года!

Реклама