Таким образом, круг или колесо истории замкнулось. Ведь не секрет, что именно колесо было одним из важных составляющих элементов во многих вычислениях и изобретениях Архимеда. Так называемый бесконечный, или архимедов, винт для вычерпывания воды до сих пор применяется в Египте. А ведь он был изобретен, учитывая способность колеса к вращению…
Впрочем, само колесо появилось задолго до Архимеда, примерно за три тысячи лет до его рождения. Об этом, в частности, свидетельствует месопотамская мозаика, возраст которой датируется 3200 г. до нашей эры. На ней изображена повозка на колесах, причем тогда древним людям приходилось отпиливать от большого дерева необходимый круг, что было не так-то просто, ведь срез должен быть, как минимум, ровным. Гораздо позже были изобретены спицы, а после этого кто-то догадался, что грохот от колеса можно уменьшить, если ходовую его часть обшить кожей. Но насколько хватало той кожи по неровным дорогам? На одну-две поездки…
Все изменилось после того, как европейцы обратили внимание на «слезы дерева», именно так индейцы называли высохший сок амазонской гевеи. На их наречии это звучало — «ка-ху-чу». Открыли для себя каучук европейцы
И только почти век спустя, в 1823 году, Чарльз Макинтош додумывается пропитать жидким каучуком льняную ткань, придавая ей водонепроницаемые и воздухонепроницаемые свойства. А дальше плотину изобретений прорвало! Спустя всего лишь 22 года, 10 декабря 1845 года, выдающийся шотландец Роберт Уильям Томпсон получает в Лондоне патент на «усовершенствованные колеса для повозок и других передвигающихся объектов». А через год он продемонстрировал публике свое изобретение в одном из парков Лондона. Как свидетельствует очевидец: посетители парка с любопытством рассматривали пеструю повозку, которая двигалась среди толпы на таких бесшумных колесах, что трудно было поверить в их соприкосновение с землей…
Кстати, эти шины несколько отличались от сегодняшних. В кожаную оболочку были зашиты несколько эластичных поясов, которые, впрочем, можно было наполнять воздухом до необходимой твердости. Но таких поясов было много, в зависимости от толщины шины. Шина накладывалась на колесо с деревянными спицами, вставленными в деревянный обод, обитый металлическим обручем. Она состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Томпсон оборудовал экипаж воздушными колесами и провел испытания, измеряя силу тяги экипажа. Испытания показали уменьшение силы тяги на 38% на щебеночном покрытии и на 68% на покрытии из дробленой гальки.
Минуло долгих 42 года, пока соотечественника Томпсона шотландского ветеринара Джона Бойда Данлопа не осенила блестящая идея. Получилось все почти как у гениального Архимеда, с той лишь разницей, что древний ученый во время изобретения принимал ванну, а Джон поливал из резинового шланга грядки и краем глаза следил, как выписывает кренделя на трехколесном велосипеде его 10-летний сын. После особо глубоких выбоин и ухабов, на которых сына чуть не выбрасывало с седла, Данлоп вдруг испугался, что еще три-четыре таких поездки юного продолжателя фамилии, и самому Джону никогда не бывать дедом!
И тут словно пелена спала с глаз ветеринара. А что, если прикрепить к ободу колеса резиновый шланг? Всяко-разно он будет смягчать удары, и сын не будет вылетать из седла. Сказано — сделано. Наследник был немедленно отправлен в дом, а Данлоп приторочил широкие обручи из поливального шланга к металлическому ободу прорезиненной парусиной.
Но Данлоп даром что был ветеринаром, коммерческая жилка в нем присутствовала. 7 декабря 1888 года он получил патент на свое изобретение, а годом позже в Дублине была создан завод, на котором выпускались шины для велосипедов и параллельно проводились усовершенствования изобретения Данлопа. Не прошло и пяти лет, как компания смогла организовать в 1893 году производство и сбыт своей продукции в Австралии, Канаде, Франции, Германии и Южной Африке. А в 1894 году шины Данлопа начинают выпускать в Канаде.
Но вернемся к Брауну и Стиллману. В чем была принципиальная новизна их изобретения? Во-первых, они первыми предложили оснащать каучуковыми шинами автомобили (до этого ими оснащались только конные повозки и велосипеды). А во-вторых, покрышка Брауна и Стиллмана в отличие от вариантов Томсона и Данлопа не требовала крепления к ободу колеса, а держалась на нем за счет давления, создаваемого при надуве. Этому типу шин не требовался специальный инструмент для монтажа…
Вот так колесо истории и сделало полный оборот…
И еще одну особенность я заметил — и Томпсон, и Данлоп, и Браун со Стиллманом свои патенты получили в одном месяце — декабре. Мистика какая-то…