Да и позднее я не очень воспринимал всякие выверты в искусстве (вы чувствуете пережиток молодости — термин «выверты» из тех времен). Со временем, как правило, человек меняется, из революционера он становится консерватором. А если он был консерватором, то… В общем, «маразм крепчал».
Я не могу сказать, что я «покрепчал». Скорее, наоборот. Дело в том, что в Израиле нереалистичное искусство разных направлений — обычное дело. Старая манера изготовления предметов искусства с подробным воспроизведением деталей давно уступила «впечатлительному» подходу. Если зрителю хочется прийти еще раз в галерею современного искусства, значит, художник достиг своей цели, он произвел что-то интересное.
Кстати, когда смотришь на реалистическое произведение, оцениваешь цветовую гамму, технику исполнения, мазок, оттенки, детализацию, похожесть на что-то
И, конечно, хочется видеть что-нибудь интересное, впечатляющее. Много галерей, много предметов искусства продается на «блошином рынке». Ориентироваться во всем этом тяжело (я имею в виду цены), необходим какой-то уровень знаний и что-то вроде вкуса.
Очень многие вещи неинтересны. Как рассказывал один из знатоков здешней творческой атмосферы, если у человека есть деньги — он может себе позволить роскошь творить в собственной мастерской и платить за издание альбомов своих произведений. А дальше — это уже дело публики. Тем более, что состоятельный человек не будет рваться на Олимп, добиваясь профессионального мастерства. Тот же художник говорил: «Вроде какие-то задатки у человека есть. Вот он сделал набросок, подмалевок. Что-то интересное просматривается, но до завершения еще далеко. Он начинает доделывать картину — и начисто уничтожает то хорошее, что было в наброске».
Временами набредаешь на нечто новое и даже привлекательное. В одну из прогулок мы увидели магазин с какими-то скульптурками. Нас пригласили войти — вошли, осмотрелись. Птицы, животные, рыбы.
Хозяйка галереи «Шохам» — из Чили. Много лет в Израиле. С 15 лет работает с керамикой. Училась, изучала искусство. Решила работать самостоятельно, муж помог открыть галерею. Ее пристрастие — птицы.
Есть в галерее несколько работ мужа (рыбы — его). «Он берет камни. Если что-то в них видит — обрабатывает.»
Две фигуры — король и королева, это видно по коронам. Выполнены из пяти «блинов». Автор объясняет: «Пять частей — это как у человека, он тоже из пяти частей. Мужчина — с открытыми глазами. Это его природа, он должен видеть окружающий мир, чтобы защитить в случае необходимости женщину. Королева — с закрытыми глазами. Она погружена в мечтания, разговаривает с небом.»
Очень симпатично выполнены коровы. Особенно та, которая сидит, сложа «руки» (передние конечности).
На полу — три фигурки, чем-то похожие на сидящих людей. Про ту, что слева, я сказал, что я с ней знаком. Хозяйка была в некотором трансе: откуда, если ее выставляли только здесь? Все разрешилось, когда она поняла, что скульптура как бы воспроизводит мою гимнастику.
А вот наседки. Керамика с глазурью яркая и очень интересная. Хотя все настолько отвлеченно, что уже и сомневаешься — а наседки ли это?
Экспонатов немного, но это только начало. Официальное открытие галереи планируется с приглашением гостей (думаю, что это будут и знакомые, и постоянные клиенты хозяйки).
И старый вопрос: а что из этого я бы купил и поставил дома?
Через день на «блошке» я купил три картинки с видами Парижа…