Фильм получил главную премию Американской Киноакадемии «Оскар» в 1996 г., и Том Хэнкс, исполнитель главной роли, — тоже. В одном из киноопросов прошлого года американцы назвали «Форрест Гамп» худшим фильмом из тех, которым когда-либо давали «Оскар». Прокатная же судьба этого фильма в мире — одна из самых лучших.
Так в чём причина, что одни его не приняли, а другие восприняли на ура? Потому что фильм этот не простой: он — многоуровневый, и это — притча. Нелюбители Америки найдут в нём подтверждения того, что эта страна непригодна для жизни, опасна, развращена, и живут в ней одни идиоты, гоняющиеся за долларом, как за манной небесной. Так же поверхностно отнеслось к фильму и большинство американцев, усмотрев в нём оскорбительные выпады против американского образа жизни и неправильное вознаграждение героя, так непохожего на Крепкого Орешка.
При первом просмотре мы видим плавно текущую историю жизни, ну, скажем, умственно отсталого человека. Закадровый голос Тома Хэнкса, заикаясь и тормозя, даже немного монотонно, говорит о событиях, которые, как иллюстрации, проходят перед нашими глазами. Впечатления детства, юности, молодости и зрелости идут чередой на фоне событий, потрясавших Америку.
То, что происходило с героем, поначалу вызывает недоумение: так не бывает! Но в притчах бывает всё.
По фильму можно изучать историю США. Сегрегация, война во Вьетнаме, движения детей-цветов, Чёрных пантер, Уотергейтский скандал… Не забыты увлечение американским футболом, кумиры Америки и лучшие американские фильмы, цитат из которых в фильме предостаточно (например, сцена в лагере, где фоном идут кадры из «Апокалипсиса сегодня» под музыку Вагнера). В фильме много юмора — и лежащего на поверхности, и завуалированного, и откровенно чёрного и сатирического. Огромное количество второстепенных персонажей появляются в кадре по одному разу. Среди них — знакомые даже нам, не американцам, лица и имена.
Создатели фильма использовали приём врезки документальных кадров, причём так, что возникает иллюзия реальности, когда Форрест даёт интервью Джону Леннону или когда он удостаивается аудиенций у четырех (!) Президентов США. Одна из лучших сцен — демонстрация Форрестом Президенту Джексону своего боевого ранения (в ягодицу). Все сцены проникнуты ностальгией по прошлому — одежда, машины, обстановка домов воссозданы очень тщательно. Еще в фильме много намёков и аллюзий, которые с первого раза углядеть трудно. Жена лейтенанта Дэна похожа на Йоко Оно, «фруктовая» компания, акционером которой является Форрест, имеет эмблемой яблоко (Apple)…
Лучшее украшение фильма — пронзительная, светлая и трагичная одновременно история любви Форреста к Дженни (по мнению героя, это и есть главная история его жизни). Ещё прослеживается актуальная и для трудных времён, и для многонациональных стран тема богоискательства, отношения людей к Богу и с Богом.
И, наконец, то, что стало и основой притчи, и двигателем сюжета, и поводом посмеяться и поразмыслить: знаменитая американская мечта. Точнее, набор самых разных мечт, за каждую из которых люди бьются всю жизнь, продают душу, но не всегда достигают. Форресту же достаётся весь набор: он легко становится звездой американского футбола, заканчивает колледж, приобретает статус героя войны, спасает и помогает выжить множеству людей, добивается чемпионства США по пинг-понгу, признается всей страной в качестве гуру, женится на любимой женщине и становится отцом умного сына. Ко всему прочему из Форреста получается успешный бизнесмен, и в итоге он входит в число богатейших людей Америки.
Чем дольше смотришь «Форрест Гамп», тем больше сомневаешься в умственной отсталости героя. Он, признающий каждого хорошим человеком и готовый верить всему сказанному, становится несгибаем, когда под угрозой оказываются его моральные принципы. Он хорошо различает добро и зло и всякий раз делает выбор в пользу добра.
Можно сказать, что такой выбор выглядит идиотским, невыгодным, абсурдным, а можно, что — единственно верным (если помнить о совести, конечно). Можно решить, что у героя низкая самооценка, а можно, что он — скромный человек. Можно подумать, что он — лох, а можно, что — ответственный и честный. Можно сделать вывод, что он — придурок, а можно, что — мудрец. Можно сказать: «Дуракам всегда везёт!», а можно: «Он это заслужил!».
Если рассматривать фильм «Форрест Гамп» внимательно, можно насладиться глубочайшим, увлекательнейшим рассказом об удивительной и красивой стране с богатой историей, населенной нормальными людьми с такими же, как и у всех, бедами и радостями. Задуматься над вечными истинами. Поплакать и посмеяться. Понять, что снята притча влюблённым в свою страну человеком.
Его любовь к родине — это не розовые слюни-сопли, не ура-патриотизм и не политкорректная говорильня, а трезвый, ироничный, иногда даже циничный взгляд на проблемы страны и их причины. И большое желание в них разобраться. При этом режиссёр причины не осуждает, а по-доброму их высмеивает, используя точно попадающую в цель насмешку. И ещё этим фильмом он обращается к людям: «Не забывайте, что всегда и во всём надо оставаться ЛЮДЬМИ».
Иногда становится жаль, что в России не сняли своего «Форреста Гампа». Но, может, всё ещё впереди…