Как Санта-Клаус стал таким, каким мы его знаем? Часть 2

Реклама
Грандмастер

«Похоже, что в тех странах, за которыми я приглядываю, детей становится больше и больше. Какое счастье, что часы в разных странах показывают разное время, иначе я никуда бы не успел, пускай даже под Рождество моих волшебных сил прибывает настолько, что я могу за минуту упаковать тысячу подарков!».
(Д. Р. Р. Толкин «Письма Рождественского Деда»)

В 1885 г. эстафету Наста принял Луис Пранг, который решил популяризировать в США английскую традицию рождественских открыток. Героем большинства из них, безусловно, стал Санта, который с тысячами поздравлений разлетелся по всей Америке, а его костюм приобрел отныне стойкий красный цвет. Рождественские открытки — это настоящая история в картинках. Пытаясь угнаться за техническим прогрессом, Санта частенько менял своих оленей то на автомобиль, то на пароход, то на аэроплан, то на дирижабль. Он становился участником практически всех грандиозных событий (кроме мрачных, конечно).

Реклама

В 1890-х годах разросшаяся слава Санта Клауса стала приносить почтовым отделениям не только прибыль, но и множество хлопот. Дело в том, что внезапно повалили письма от детей, адресованные лично… Санте. В адресах, как положено, значился Северный (а иногда даже Южный) полюс! Для работников почты была даже составлена специальная инструкция: делать на таких письмах пометку, что адресат не может быть найден, и отправлять в Вашингтонское отделение «мертвых» писем. Впрочем, дети были уверены, что Санта получит их послания.

Однажды сомневающаяся восьмилетняя Вирджиния решила расставить все точки над «i» и отослала в 1897 г. письмо в редакцию «New York Sun». Вопрос был поставлен в лоб — существует все-таки Санта или нет? Ответ вскоре стал широко известен и звучал так:

Реклама

«Да, Вирджиния, Санта Клаус существует. Его существование так же реально, как существование любви, великодушия и преданности, которые наполняют твою жизнь высшей красотой и радостью. Увы! Как мрачен был бы мир без Санта-Клауса! Это было бы также грустно, как если бы в нем не было таких, как ты, Вирджиния. В таком мире не было бы детской веры, поэзии, романтики и существовать в нем было бы невыносимо… Тот свет, которым детство наполняет мир, был бы погашен».

С тех пор детские письма Санте — такая же знаковая рождественская традиция в США, как украшенные венки на дверях и индейка на столе.

Анекдоты в тему:

«- Этот Дед Мороз все перепутал, — сказал призывник.
— А в чем дело? — спросил его товарищ.

Реклама

— Пятнадцать лет назад перед Новым годом я просил его подарить мне военную форму. И вот только теперь я ее получил.»

«Дедушка Мороз! Пишу тебе письмо — принеси мне, пожалуйста, под ёлочку холодного кефирчика!».

В начале ХХ века популярность Санты среди детей выросла настолько, что с этим надо было что-то делать. И предприимчивые американцы не растерялись… Идея перевести благотворительную деятельность Санта Клауса на коммерческие рельсы возникла давно. Еще в 1841 г. коммерсант Д. Паркинсон, чтобы привлечь покупателей, переодел человека Сантой и посадил его рядом с дымоходом на крышу своего магазина. Вскоре этот рекламный ход переняли и другие. Особую известность приобрел Санта в исполнении шотландского эмигранта по имени Эдгар, которого нанял в 1890 г. магазин в Бостоне. Он восседал в кресле и часами выслушивал сокровенные пожелания детишек, нашептываемые на ухо. Наемный Санта был не только талантлив, он действительно любил детей, которые съезжались к нему со всех окрестных городов и выстраивались в длинные очереди. Характерный сердечный смех Эдгара вскоре стал визитной карточкой всех нанимаемых «Клаусов».

Реклама

Вскоре Санта-мифологию начинают использовать для рекламы товаров определенного вида. Так в 1910 г. на рекламе мыла был изображен ребенок, сидящий у камина с тазиком, мылом и полотенцем («Ждешь Санту? Вымой дымоход!»). Однако все это были мелочи по сравнению с той мощнейшей раскруткой, которую предложила бородачу небезызвестная компания «Кока-Кола». Многие до сих пор считают, что нынешний облик Санта Клауса — заслуга именно «Кока-Колы». И хотя ничего принципиально нового она не внесла, в ее руках Санта Клаус стал непререкаемой «суперзвездой» Рождества, чуть ли не наравне с самим Спасителем.

Началось все в 1931 г., когда компания еще билась над задачей, как увеличить объем продаж отнюдь негорячительного напитка в зимнее время. Тут-то Санта и пригодился. Художник Хэддон Санблюм весьма удачно обыграл как совпадение фирменных красно-белых цветов с одеждой Санты, так и его популярность у детей. В результате рождественские дни стали сопровождаться вездесущей рекламой, где Санта Клаус в невообразимых количествах поглощал «Кока-Колу», да еще и втягивал в этот процесс несовершеннолетнюю ребятню. Румянец и блаженное выражение лица обпившегося пузатого гномика в окружении детей лично меня поневоле наводят на смешные мысли о старике-алкоголике, спаивающем детишек (впрочем, курение трубки Сантой афишировалось с годами все меньше и меньше). Вскоре рекламным плакатам пришло на помощь телевидение, и имя «Санта Клаус», как и марку «Кока-кола», узнал весь мир.

Так за какие-то полтора века празднование Рождества в Америке становится вполне светским и весьма прибыльным мероприятием.

Реклама