Переименование столиц: кому это надо? Азия и Африка

Реклама
Грандмастер

14 декабря 1937 года, 70 лет назад, японские власти переименовывали столицу Китая. Несколько веков подряд сами китайцы называли город Пейпинг, но захватчики решили стереть прежнее название со всех карт и дали более простое название «Пекин» , под которым мы знаем его и сегодня. Похоже, китайцев это устроило…

Впрочем, история знает и примеры иного рода, когда народу, населяющему столицу, хочется избавиться от навязанного кем-то названия. Скажем, в этот же день, 14 декабря, но уже 2005 года народное собрание парламента Чечни решило дать Грозному новое название — Ахмад-Кала, в честь погибшего в День Победы во время террористического акта Президента Чечни Ахмада Кадырова. Нынешнее русское название города — Грозный — не устраивала депутатов, так как оно происходит от названия крепости «Грозная», которую основал в 1818 году генерал

Реклама
А. П. Ермолов. А дальше пошло строительство дорог от крепости к крепости, что, по мнению депутатов, и способствовало успешному покорению горцев Россией.

Но сын погибшего Президента, нынешний глава Чечни Рамзан Кадыров поступил мудро, объяснив депутатам, что самой лучшей памятью для его отца станет восстановление как столицы, так и мирной жизни в Чечне.

Однако вернемся к Пекину. Во время китайской гражданской войны 1928−1949 годов националистическая партия Гоминьдан решила, что город, находящийся в руках коммунистического противника, должен называться «Пейпингом», то есть «Миром на севере», а не «Бейджингом», что в дословном переводе значит «Северная столица». Японцы решили все споры…

Реклама

Кстати, представители Страны Восходящего Солнца имели в деле переименования столиц большой житейский опыт. Так, японский порт Эдо (дословно «Ворота гавани») был назван Токио («Восточная столица») в 1868 году, когда именно сюда официально переехала столица. Переименование носило скорее символичный характер и отражало конец правления сёгунов и формальное восстановление власти императора.

Попытка перевернуть старую и начать новую страницу истории лежит в основе многих переименований. Самый яркий образец этого — нынешний Стамбул. Его основали греки, и он назывался тогда Византием. Затем, при римлянах, стал Новым Римом, Константинополем, а потом был завоеван османцами — и получил свое нынешнее имя, Стамбул. А в 1928 году было решено как можно скорее забыть многовековые войны и «застолбить» мирное решение многих вопросов жизни. С этой целью начали строить новую столицу —

Реклама
Ангору, а чуть позже ее переименовали в Анкару, что привычнее для турецкого слуха.

От чужестранных наименований местные жители тех или иных государств страдали очень часто. Скажем, в советские времена коммунистические лидеры решили дать столице Киргизии имя легендарного революционера и полководца Михаила Васильевича Фрунзе. И никто даже не позаботился узнать, что в киргизском языке звук «эф» вообще отсутствует. Бишкек был переименован во Фрунзе в 1926 году, и самим киргизам пришлось называть его «Пурунде» аж до 1991 года, когда городу было возвращено прежнее название.

Почти «соседский» Улан-Батор тоже пережил ряд переименований. Город, основанный в 1639 году, сами монголы назвали

Реклама
Оргоо (дословно «Дворец»), русские и европейцы называли его на свой лад — Урга. В 1924 году восставший народ переименовал его в Улан-Батор (дословно — «Красный богатырь») в честь Сухэ-Батора, который освободил Монголию от отрядов барона Унгерна и китайских войск. Останется ли такое название и в дальнейшем, сказать трудно. Сейчас есть определенные «поползновения» переименовать столицу, чтобы она носила название, более приличествующее древней цивилизации. Ведь чисто календарно «Красный богатырь» гуляет по монгольским степям каких-то 83 года. В истории страны это — сотая доля секунды. Вот почему самые горячие головы предлагают переименовать Улан-Батор ни много ни мало в
Реклама
Чингиз-Хан. Но пока все остается, как прежде…

Одно из самых свежих переименований — столицы ЮАР Претории в Тсване. Это произошло в мае 2005 года, и с большим воодушевлением было встречено чернокожими жителями столицы. Дело в том, что слово «Претория» было образовано от имени бурского поселенца, главнокомандующего войсками бурских переселенцев Андреса Преториуса. А Тсване — это имя местного вождя доколониальных времен (дословно — «мы все равны»).

Не будем уходить далеко с юга африканского континента. Так, столица соседней с ЮАР Зимбабве, основанная в 1890 году, долгое время носила название Солсбери, ничего не значащее для зимбабвийского уха. Теперь город гордо именуют

Реклама
Хараре, в честь в честь великого вождя народа шона — Хараре (дословно — «тот, кто никогда не спит»).

А завершить первую часть своего рассказа мне хочется примером одной из бывших союзных республик, а ныне независимого государства — Казахстана. Как вы знаете, после обретения независимости было принято решение перенести столицу из г. Алма-Ата в Астану (прежние названия Акмолинск — с 1830 по 1961, Целиноград — с 1961 по 1992, Акмола — с 1992 по 1998 годы). Это было сделано сразу по нескольким соображениям. Во-первых, Алма-Ата находится в географическом тупике, что затрудняет связи с другими районами республики. Во-вторых, город расположен в чрезвычайной близости к китайской границе и, наконец, в опасной зоне сейсмической активности.

Реклама

В какой-то мере перенос оказался оправданным. Тем более, что бывший Целиноград второй город в республике по величине, и с переносом столицы сюда практически все противоречия оказались сняты. С другой стороны, новые вложения в новую столицу Казахстана должны окупиться сторицею. И пусть план превращения города в казахстанскую Венецию оказался провальным (и в реке Ишим, выяснилось, не так много воды, и каналы рыть — хлопотное дело), но перенос дал мощный импульс не только развитию столицы, но и всему Казахстану…

Во второй части мы поговорим о куда более близких нам европейских столицах…

Реклама