Впервые летописи упоминают Полоцк в 862 году. С этого года и ведется отсчет возраста первого города на белорусских землях. Полоцкие князья того времени признавали старшим киевского Олега, но власть Киева никогда не была особенно прочной. Полоцк пытался жить независимо и формировал собственное государство.
Первым полоцким князем, имя которого не затерялось в летописях, был Рогволод. В годы его правления начало свое существование первое белорусское государство — Полоцкое княжество. На союзные отношения с княжеством претендовали враждовавшие между собой Киев и Новгород.
Рогволод рассчитывал на длительную вражду между соседями, которая позволила бы ему расширить и укрепить свои владения. Но он прекрасно понимал, что долго «сидеть на двух стульях» не получится, и был вынужден выбирать.
Подрастала княжеская дочь — Рогнеда. Лучшее оформление государственного союза — брак и семейные отношения властителей. Около 980 года, подчиняясь воле отца, двенадцатилетняя невеста ответила согласием на предложение сватов, присланных киевским князем Ярополком, которого Рогволод считал более сильным, чем его соперника — новгородского Владимира Святославовича, будущего крестителя Руси.
Приготовления к отъезду невесты в Киев были в самом разгаре, когда неожиданно прибыли сваты из Новгорода. Дерзкий отказ невесты: «Не хочу разувать рабынича…», намекавший на холопское происхождение матери Владимира, взбесил новгородского князя.
Собрав громадное войско из подданных новгородцев, псковичей, чуди, веси, смоленских и изборских кривичей и пригласив дружину варягов, Владимир Святославович обрушился на Полоцк. Варягам Владимир пообещал хорошую плату: всех полоцких женщин и гривну серебра за каждый захваченный двор.
На подходах к городу полоцкая дружина встретила врага, но Рогволод спасовал перед напавшим внезапно, оказавшимся более сильным противником, бросил остатки своего войска и укрылся в Полоцке, где был убит вместе с женой. Строптивой невесте пришлось смириться со своей участью. Назвав Рогнеду новым именем Горислава, Владимир забрал ее в жены.
В браке Рогнеда родила трех сыновей: Изяслава, Ярослава (будущего Мудрого), Мстислава и двух дочек — Предславу и Прамиславу. Несмотря на это, брак трудно назвать счастливым.
Завоевав спустя несколько месяцев после свадьбы киевский престол, Владимир поселил жену в деревушке, названной позднее по имени дочери Предславино. Сам же жил в Киеве и редко посещал Гориславу. В то время князь еще был язычником, и кроме Рогнеды у него было шесть или семь жен и до восьмисот наложниц.
В душе гордой княгини бушевали неутоленная жажда мести и пламя ревности. Однажды, во время очередного нечастого посещения, ей почти удалось покушение на спящего Владимира. Но он проснулся и перехватил женскую руку с ножом. «Ради меня ты убил отца, захватил его землю, а теперь не любишь меня…» — с горечью высказала полочанка обиду мужу.
После происшествия князь намеревался казнить Рогнеду, но по совету бояр, ради сына Изяслава, вступившегося за мать, отказался от первоначальных планов и выслал жену вместе с сыном во вновь построенный на пограничье кривичей и дреговичей город Изяславль.
Приступив к крещению Руси, Владимир обвенчался с греческой принцессой Анной, а Рогнеду решил «пристроить», выдав замуж за одного из своих бояр. Гордая княгиня с негодованием отказалась и предпочла монастырь. Приняв имя Анастасия, она стала первой монашкой в восточнославянских землях.
Умерла Рогнеда-Горислава-Анастасия в 1000-м году, в общем-то, еще молодой женщиной. Ее заступник, сын Изяслав, правил в Полоцке и всего на год пережил мать. За свою короткую жизнь заслужил он славу книжника, ввел в княжестве письменность и обучение грамоте. Печать с его именем — один из самых древних памятников белорусской письменности.
Начиная с Изяслава, все полоцкие князья называли себя Рогволодовичами, в отличие от Рюриковичей, правивших в русских княжествах. Несладкая судьба досталась Рогнеде. Но, благодаря ее потомкам, сохранилось и развилось первое государство на белорусской земле — Полоцкое княжество.