Постмодернизм. Как понимать современное искусство?

Реклама

Разговоры об искусстве всегда популярны в светском обществе и позволяют показать себя интересным и образованный собеседником. Но это возможно, только если вы хоть немного разбираетесь в теме. Сейчас в искусстве намешано столько всего, что немудрено и запутаться. Хотите узнать, чем постмодернизм отличается от модернизма? Всё очень просто.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в искусстве произошёл культурный сдвиг. Оно начало подчиняться совершенно иному набору правил и логических систем, потому что культура перешла от модернизма к новому явлению, называемому постмодернизмом.

Модернизм был культурной логикой западного мира с 1860-х годов примерно до 1950-х и характеризовался разрывом с традицией, постоянным поиском нового визуального языка и постепенным переходом от реализма к абстракции. Модернизм был очень богат стилями и течениями. Постоянно появлялись новые — от импрессионизма до постимпрессионизма, экспрессионизма, кубизма, сюрреализма, конструктивизма и т. д.

Переход от модернизма к постмодернизму был больше, чем просто новым движением или стилем. Это была новая культурная логика, в которой модернизм и постмодернизм — это общие термины, объединяющие множество различных стилей искусства.

Реклама

Последним направлением модернистской логики стал абстрактный экспрессионизм, который начал угасать в конце 1950-х годов. После абстрактного экспрессионизма начинается переход в эпоху постмодерна, и его первым доминирующим движением становится поп-арт.

Фредрик Джеймисон, американский литературный критик, в своей работе «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» утверждал, что культура неразрывно связана с политической и экономической системой, которой для большинства людей будет капитализм. Капитализм прошёл три основные стадии, и каждая стадия порождала новую культурную логику.

  1. Первая стадия капитализма — это имперским капитализмом, культурной логикой которого был реализм.
    Реклама
  2. Вторая стадия капитализма являлась индустриальным рыночным капитализмом, а её культурной логикой был модернизм.
  3. Нынешняя экономическая система — это поздний капитализм, иногда называемый постиндустриальным капитализмом или неолиберализмом, а его культурная логика — постмодернизм.

Итак, каковы же характеристики постмодернизма?

Первая черта, которую Джеймисон выделял в постмодернистской культуре, это своего рода отсутствие глубины, плоскостность, новый вид поверхностности. Он демонстрирует это, сравнивая две картины с изображением обуви: одну — художника-модерниста Винсента Ван Гога, а другую — художника-постмодерниста Энди Уорхола.

Реклама

Туфли Ван Гога, вероятно, носились их владельцем много лет. Они вызывают в памяти образы сельскохозяйственного труда и сельской нищеты, но, несмотря на всю эту историю, в этих туфлях есть некая скромная гордость. Они символизируют тяжёлый честный труд. На этой картине виден каждый мазок кисти. Она отражает уникальный стиль Ван Гога. Рисуя эти туфли, Ван Гог превращает их в нечто яркое, гордое и почти немного героическое. Это насквозь модернистская картина, в которой есть глубина как визуальная, так и концептуальная.

Первое же, на что обращается внимание в работе Энди Уорхола «Туфли с алмазной пылью», — это их визуальная составляющая. Это очень плоское изображение, в котором нет глубины, оно полностью поверхностно и не несёт в себе никакого глубокого смысла. Эти туфли не функциональны и не рассказывают историю, это просто набор предметов роскоши в линейке. «Туфли в алмазной пыли» — это не плохое произведение искусства. Оно определённо точно отражает мир, в котором жил Энди Уорхол.

Реклама

Вторая черта постмодернистской культуры — это смерть субъекта и ослабление влияния художественных произведений на эмоции аудитории. В эпоху постмодерна искусство утрачивает выразительность. Художественное самовыражение было важной частью модернизма, и существовал бесконечный поток измученных художников, выражавших свои глубокие сокровенные чувства через живопись. «Крик» Эдварда Мунка — это яркий пример этого.

А в постмодернизме личность автора деконструируется и фрагментируется, превращаясь в поверхность или символ. Вплоть до того, что Ролан Барт в своем эссе «Смерть автора» в 1967 году объявил о смерти автора и художника. Поэтому постмодернистское искусство гораздо меньше интересуется идентичностью отдельных художников и их чувствами. Нельзя сказать, что постмодернизм совсем не имеет чувств или эмоций, просто в нём нет чувств и эмоций, сосредоточенных вокруг эго конкретного художника.

Реклама

Третья особенность постмодернистской культуры — это так называемое пастиш, что понимается как копирование, пародия или ремикс. В искусстве модерна ценятся такие вещи, как подлинность, оригинальность или гениальность отдельного художника, новые движения, новые стили, новая эстетика, поэтому в модерне не было принято использовать старые стили. Постмодернистская же культура чаще всего не генерирует новые движения или эстетику таким же образом, поэтому создателям культуры некуда обратиться, кроме как к прошлому, к имитации мёртвых стилей.

В качестве примера можно упомянуть существовавшее в мире изобразительного искусства в 1980-х годах движение, называемое неоэкспрессионизмом. Оно пыталось возродить немецкую экспрессионистскую живопись боли, что казалось совершенно неуместным, потому что оригинальный немецкий экспрессионизм был реакцией на ужасы Первой мировой войны и протестом против коррупции в Германии.

Реклама

Возникший неоэкспрессионизм был скорее трендовым стилем. Он заимствовал все эстетические приемы из немецкого экспрессионизма, но использовал их очень коммерциализированным и поверхностным образом.

Четвертой особенностью постмодернизма выделяется шизофрения и эйфория. При этом шизофрения понимается не как медицинский диагноз, а служит описательным термином для маркировки изменения психического пласта человеческой личности, ее трансформации в новых социоэкономических условиях.

Одной из самых характерных черт психики шизофреника является его невозможность соединять вместе прошлое, настоящее и будущее. Шизофреник существует только в настоящем моменте времени. Поэтому понимание истории как чувства прошлого и как ожидания будущего, свойственное модерну, постепенно исчезло. Настоящее в постмодерне выходит на первый план. Человек просто растворяется в этом временном и логическом потоке, теряя чувство истории: мы существуем в эпоху, которая «забыла о том, что значит мыслить исторически». Мы живем теперь только настоящим и только в настоящем, игнорируя прошлое, которое это настоящее сформировало, и также будущее.

Реклама

С характерными для постмодерна ощущениями связана своеобразная эйфория, которую Джеймисон предпочитает именовать «накалом». В качестве примера он приводит фотореалистический городской

Реклама
пейзаж, «где даже автомобильные обломки сверкают неким новым иллюзорным блеском».

Эйфория от автомобильных катастроф среди городского убожества — в самом деле, эмоция совершенно особого рода. Постмодернистский накал также случается, когда «человек увлекается новыми электронными средствами». Чувственность модернизма, с его экстремумами эмоций, сменяется вялотекущей шизофренической эйфорией по поводу серий поверхностных, красочных картинок (Энди Уорхола, MTV и т. д.).

Постмодернизм с исторической точки зрения не является чем-то плохим или хорошим, не нужно пытаться восхвалять его прогрессивность или осуждать его коммерционализированность. Мы должны принять его, потому что живём в нём. Это особенности нашего культурного ландшафта, в котором мы существуем и создаём искусство. Поэтому, если мы хотим создавать искусство, которое будет значимым, радикальным или в каком-то смысле дерзким, очень важно понимать постмодернистскую культуру, в рамках которой существует наше творчество.

Реклама