А тот мальчик, родившийся 1 декабря 1792 года, и сейчас известен всем. Его имя Николай Иванович Лобачевский. Все знают, что он открыл неевклидову геометрию, но мало кто понимает, что это такое. Как все слышали про Альберта Эйнштейна, его теорию относительности, но ничего не понимают в этом. А их теории тесно связаны.
Что же открыл Николай Лобачевский?
По определению Евклида параллельные линии — прямые, лежащие в одной плоскости и никогда не пересекающиеся, как бы далеко мы их ни продолжали. Доказать или опровергнуть этот постулат стали пытаться уже современники Евклида, и так продолжалось два тысячелетия. А в первой четверти XIX века этой проблемой занялись многие математики. Лобачевский первым предположил, что пространство может быть искривлено, и разработал геометрию для него.
Впервые свои гениальные догадки Николай Иванович публично огласил в университете 23 февраля 1826 года в докладе «Воображаемая геометрия». Лобачевский назвал свой доклад так «виртуально» из-за того, что в реальном мире то, о чем он говорил, наблюдать было нельзя. Любопытно, что год спустя другой русский гений, Александр Пушкин, который, как известно, ненавидел математику, обронил весьма примечательную фразу: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Вряд ли столичный поэт читал труды провинциального ученого и был с ним знаком лично (хотя историки допускают возможность их встречи в казанском доме Фукса), однако совершенно очевидно, что без вдохновения сотворить то, что сделал Лобачевский, просто невозможно.
В 1835 году ученый издает фундаментальную книгу под названием «Воображаемая геометрия». Затем развивает свои мысли в «Новых началах геометрии с полной теорией параллельных», в предисловии которых пишет: «Напрасное старание со времен Евклида, в продолжение двух тысяч лет, заставило меня подозревать, что в самих понятиях еще не заключается той истины, которую хотели доказывать и которую проверить, подобно другим физическим законам, могут лишь опыты, каковы, например, астрономические наблюдения». А ещё 15 лет спустя Бернард Риман создал геометрию для многомерных пространств, где параллельные прямые могут быть замкнуты.
Уже в ХХ веке Альберт Эйнштейн обосновал эти догадки. Взяв в основу работы Лобачевского и Римана, он создал теорию относительности, которая подтвердила искривленность нашего пространства.
По теории относительности любая материальная масса искривляет окружающее ее пространство. Это было многократно подтверждено астрономическими наблюдениями, и стало ясно, что геометрия Лобачевского описывает реальную окружающую нас Вселенную.
А к многомерным параллельным мирам современные учёные уже подходят.