Музеи Калининграда. 17. Как воссоздавали Янтарную комнату?

Реклама
Грандмастер
«Янтарь ошибок не терпит! В отличие от мрамора, здесь всё очень тонко, камень приходится не отсекать, а подбирать».
© Александр Крылов, мастер-камнерез, один из тех, кто воссоздавал Янтарную комнату

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого разного. Интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

Шестнадцатая часть

* * *

Похоже, к 1979 году даже отъявленным оптимистам стало понятно: скорее всего, Янтарная комната утеряна. И очень большая доля вероятности, что навсегда. Скорее всего, в том числе и поэтому, 10 апреля этого года Совет Министров РСФСР принял специальное Постановление. О воссоздании Янтарной комнаты в натуральную величину. И это правительственное решение возникло не на пустом месте.

Во-первых, к тому времени ленинградским художником-архитектором Генрихом Хозацким был исполнен проект модели Янтарной комнаты в 1/5 от её натуральной величины. Кстати, Генрих Соломонович — автор и художественного решения самого Музея янтаря.

А во-вторых… В 1977−78 годах была изготовлена модель одной панели Янтарной комнаты. Да, всего одной, но зато — в технике и материале оригинала. Плюс, к 1979 году, по заказу Музея янтаря, современные художники сделали более 50 копий и научных реконструкций изделий из янтаря XVII−XVIII веков. Тем самым был наработан определенный опыт, который крайне необходим для начала такой трудной и масштабной работы, как воссоздание

Реклама
Янтарной комнаты.

Для выполнения поставленной правительственной задачи в Екатерининском дворце была организована янтарная мастерская, где художники-реставраторы на основе чёрно-белых фотографий, акварельных рисунков и предметов из янтарных коллекций в 1981 году (после того как было отреставрировано помещение, ранее занимаемое Янтарной комнатой) начали кропотливую работу по её восстановлению. Завершить планировали в 1990 году.

Но… Несколько лет понадобилось на то, чтобы сформировать высокопрофессиональный коллектив мастеров-камнерезов, дизайнеров, макетчиков, основу которого составили А. Журавлев (до 1995 года — руководитель мастерской), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев. Какое-то время ушло на разработку научной концепции, проекта восстановления комнаты. Опять же, нужно было воссоздать технологии. А в 90-е годы работы вообще приостановили из-за нехватки финансирования, возникших проблем с логистикой поставок янтаря из Калининградской области, вдруг ставшей отдельным анклавом, вне территории Российской Федерации.

Реклама

И все-таки… Все эти трудности удалось преодолеть И в 2003 году, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, в Екатерининском дворце состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты.

Кстати, оригинальная Янтарной комнаты пропала не вся. Какие-то, пусть и небольшие, её элементы, каким-то чудом сохранились. А главное, нашлись. На сегодняшний день таких всего два. Две части оригинала бывшей Янтарной комнаты: флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» и комод.

Флорентийская мозаика — уникальная техника создания изображений из крупных шлифованных пластин полудрагоценных камней, известная со времен Древнего Рима и возрожденная в 1588 году, само собою, во Флоренции. К чему, как утверждают знающие люди, приложил свою руку (а также власть и деньги!) великий Тосканский герцог Фердинанд I из рода Медичи.

Реклама

Особенность этой мозаики в том, что изображение складывается из тщательно подобранных пластин природного камня, вырезанных по контуру рисунка. До настоящего времени она остается одним из самых престижных видов декоративно-прикладного искусства.

Так вот, флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» (одна из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II) обнаружилась в 1997 году, когда немецкие власти арестовали некоего гражданина, пытавшегося её продать. Гражданин оказался нотариусом, который, якобы, получил мозаику на «временное хранение» от офицера, принимавшего участие в вывозе Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. Вывез и… Оставил у себя. В качестве «сувенира». А потом передал «на временное хранение». У себя дома, видимо, хранить постеснялся.

Реклама

Ну, а нотариусу что? Передали и передали. Сроки истекли. А хранение, оно ведь денег стоит! Ну, он и решил продать. Чтобы, так сказать, компенсировать.

Все это, естественно, немецкой юстицией было учтено, но суд над нотариусом все-таки состоялся. И право владения мозаикой признали… за его дочерью! Но она отказалась от всех прав на эту янтарную панель. И передала их городу Бремену. А тот, в свою очередь, передал, уже не права, а саму мозаику, — музею-заповеднику «Царское Село». Ну, не сам город, конечно. И не совсем музею-заповеднику.

В общем, дело было так: 29 апреля 2000 года Михаэль Науман, министр Федеративной Республики Германия по делам культуры, передал Владимиру Путину, на тот момент исполнявшему обязанности Президента Российской Федерации, флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние» и… занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты комод начала XVIII века, работы берлинских мастеров.

Реклама

Кстати, комод нашли в том же 1997 году в Берлине, в частной коллекции. В конце 70-х годов его за 20 тысяч немецких марок в антикварном магазине купила супруга владельца крупной строительной компании. Во второй половине 90-х годов, в передаче о поисках Янтарной комнаты, в одном из экспонатов она узнала… «свой» комод. Подтвердить его подлинность было не так уж и сложно. На задней стенке комода сохранился даже старый советский музейный инвентарный номер.

Так что, кто знает? Конечно, времени прошло очень много. Но ведь поиски продолжаются до сих пор. А кто ищет, как правило, находит. Не всегда, естественно, но… А вдруг возьмет и найдется если и не вся Янтарная комната, то какие-то её элементы, детали? Очень хочется в это верить.

Окончание следует…

Реклама