* * *
Похоже, к 1979 году даже отъявленным оптимистам стало понятно: скорее всего, Янтарная комната утеряна. И очень большая доля вероятности, что навсегда. Скорее всего, в том числе и поэтому, 10 апреля этого года Совет Министров РСФСР принял специальное Постановление. О воссоздании Янтарной комнаты в натуральную величину. И это правительственное решение возникло не на пустом месте.
Во-первых, к тому времени ленинградским художником-архитектором Генрихом Хозацким был исполнен проект модели Янтарной комнаты в 1/5 от её натуральной величины. Кстати, Генрих Соломонович — автор и художественного решения самого Музея янтаря.
А во-вторых… В 1977−78 годах была изготовлена модель одной панели Янтарной комнаты. Да, всего одной, но зато — в технике и материале оригинала. Плюс, к 1979 году, по заказу Музея янтаря, современные художники сделали более 50 копий и научных реконструкций изделий из янтаря XVII−XVIII веков. Тем самым был наработан определенный опыт, который крайне необходим для начала такой трудной и масштабной работы, как воссоздание
Для выполнения поставленной правительственной задачи в Екатерининском дворце была организована янтарная мастерская, где художники-реставраторы на основе чёрно-белых фотографий, акварельных рисунков и предметов из янтарных коллекций в 1981 году (после того как было отреставрировано помещение, ранее занимаемое Янтарной комнатой) начали кропотливую работу по её восстановлению. Завершить планировали в 1990 году.
Но… Несколько лет понадобилось на то, чтобы сформировать высокопрофессиональный коллектив мастеров-камнерезов, дизайнеров, макетчиков, основу которого составили А. Журавлев (до 1995 года — руководитель мастерской), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев. Какое-то время ушло на разработку научной концепции, проекта восстановления комнаты. Опять же, нужно было воссоздать технологии. А в 90-е годы работы вообще приостановили из-за нехватки финансирования, возникших проблем с логистикой поставок янтаря из Калининградской области, вдруг ставшей отдельным анклавом, вне территории Российской Федерации.
И все-таки… Все эти трудности удалось преодолеть И в 2003 году, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, в Екатерининском дворце состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты.
Кстати, оригинальная Янтарной комнаты пропала не вся. Какие-то, пусть и небольшие, её элементы, каким-то чудом сохранились. А главное, нашлись. На сегодняшний день таких всего два. Две части оригинала бывшей Янтарной комнаты: флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» и комод.
Флорентийская мозаика — уникальная техника создания изображений из крупных шлифованных пластин полудрагоценных камней, известная со времен Древнего Рима и возрожденная в 1588 году, само собою, во Флоренции. К чему, как утверждают знающие люди, приложил свою руку (а также власть и деньги!) великий Тосканский герцог Фердинанд I из рода Медичи.
Особенность этой мозаики в том, что изображение складывается из тщательно подобранных пластин природного камня, вырезанных по контуру рисунка. До настоящего времени она остается одним из самых престижных видов декоративно-прикладного искусства.
Так вот, флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» (одна из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II) обнаружилась в 1997 году, когда немецкие власти арестовали некоего гражданина, пытавшегося её продать. Гражданин оказался нотариусом, который, якобы, получил мозаику на «временное хранение» от офицера, принимавшего участие в вывозе Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. Вывез и… Оставил у себя. В качестве «сувенира». А потом передал «на временное хранение». У себя дома, видимо, хранить постеснялся.
Ну, а нотариусу что? Передали и передали. Сроки истекли. А хранение, оно ведь денег стоит! Ну, он и решил продать. Чтобы, так сказать, компенсировать.
Все это, естественно, немецкой юстицией было учтено, но суд над нотариусом все-таки состоялся. И право владения мозаикой признали… за его дочерью! Но она отказалась от всех прав на эту янтарную панель. И передала их городу Бремену. А тот, в свою очередь, передал, уже не права, а саму мозаику, — музею-заповеднику «Царское Село». Ну, не сам город, конечно. И не совсем музею-заповеднику.
В общем, дело было так: 29 апреля 2000 года Михаэль Науман, министр Федеративной Республики Германия по делам культуры, передал Владимиру Путину, на тот момент исполнявшему обязанности Президента Российской Федерации, флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние» и… занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты комод начала XVIII века, работы берлинских мастеров.
Кстати, комод нашли в том же 1997 году в Берлине, в частной коллекции. В конце 70-х годов его за 20 тысяч немецких марок в антикварном магазине купила супруга владельца крупной строительной компании. Во второй половине 90-х годов, в передаче о поисках Янтарной комнаты, в одном из экспонатов она узнала… «свой» комод. Подтвердить его подлинность было не так уж и сложно. На задней стенке комода сохранился даже старый советский музейный инвентарный номер.
Так что, кто знает? Конечно, времени прошло очень много. Но ведь поиски продолжаются до сих пор. А кто ищет, как правило, находит. Не всегда, естественно, но… А вдруг возьмет и найдется если и не вся Янтарная комната, то какие-то её элементы, детали? Очень хочется в это верить.
Окончание следует…