Удмуртия. Какие традиции сохранились в росписи одежды?

Реклама
Грандмастер

Удмуртская республика со столицей — городом Ижевском находится в Приволжском федеральном округе и по площади невелика — всего 42 квадратных километра. Но люди тут удивительные, а национальные традиции берегут так, что можно у них учиться. Особенно интересно слышать истории из былых лет и «расшифровывать» удмуртский костюм, содержащий в каждом элементе «послание» и информацию.

Пояса, бусы, серьги, монисто, броши и другие аксессуары — не единственное украшение национального костюма. В Удмуртии по костюму можно было определить и род, и количество детей и занятия.

Даже в давние времена племена удмуртов были неоднородны, отличались как в разговорном наречии, так и в акценты верхней одежды.

Как в Удмуртии определяли род по костюму?

Северяне экономят на гласных, а южане едва заметно растягивают слова. Тренд не только удмуртский, та же — с условной аналогией «картина маслом» у соседей — татар, башкир, пермяков, вятичей, хакасов, чувашей. Но в одежде национальные традиции проявлялись ярко: именно по одежде и аксессуарам читали как книгу — историю человека, наличие семьи и детей, принадлежность к статусу, а также и другую информацию, к примеру, о том, сколько раз женщина была замужем. История национального костюма в Удмуртии зародилась очень давно, но первые достоверные упоминания известны с 1726 года.

Реклама

Издавна удмурты украшали особым образом не только одежду и обувь, но и одеяла, покрывала, даже мешки из грубой холстины были объектом вышивания. Как и ткацкое ремесло считается традиционными занятиями на исторической территории компактного проживания от нынешней Верхнекамской возвышенности до Нижнекамского водохранилица, примерно 270 километров. Территория современной Удмуртии располагается на Прикамской части Восточно-Европейской равнины, которая постепенно переходит в Предуралье.

Смотреть всё
Реклама

Расшифровка знаков на традиционном удмуртском костюме

Семантика удмуртских орнаментов связана с желанием и необходимостью отличить представителей одного рода от других, проживающих недалеко. Издревле родовые знаки, а также свидетельства о собственности — принадлежности связаны с клеймением или говоря современным языком — тату, по-удмуртски — тамги. Изображение на теле выполняло коммуникативную (идентификатор принадлежности к роду), магическую (оберег, связь с предками и традициями рода) и эстетическую функции: культура даже в латентном состоянии всегда была способом отличить внешне похожих людей даже в местах массового и компактного проживания. С появлением ткани, и таких устройств как манка и прялка, доступных древним удмуртам, рисунки принадлежности стали изображать на одежде.

Реклама

Почти все символы так или иначе являются видимыми оберегами для тех, кто из носит.

Крестом или несколькими наложенными друг на друга крестами обозначали плодородие, бессмертие, единство духа и материи, мужское начало, четыре стороны света.

Треугольники и углы напоминают символы детородного органа, а также символ Вселенной в виде условной «Мировой горы».

Ромбом и ромбовидной фигурой «с отросткам» на манер «куско» обозначали олицетворение плодородия, и продолжения жизни, соединения мужского и женского начал. Квадратом — символ земли, территории, охраняемой божествами, целостности.

Орнамент четырехчастной розетки расшифровывается как символ защиты территории рода. Еще один элемент видимого оберега.

Реклама

Повторяющиеся на национальном костюме рисунки «елочка» и «зигзаги» расшифровываются как символы плодотворящей женской природной силы, воршудной богини, стоящей у истоков рода. Воршуд (от удм. вордыны — «родить, растить» и шуд — «счастье») в удмуртской мифологии дух предка-покровителя счастливого материнства.

Смотреть всё
Реклама

А многократное повторение орнамента свидетельствовало об усилении эффекта и цикличности жизни.

Родовая принадлежность определялась по женской, материнской линии. Женщина считалась хранительницей и очага, и культа. Выразительность удмуртского традиционного костюма это подтверждает.

В узорах удмуртского костюма можно проследить цветовую трехчастность.

С красным цветом связывали все активные «энергии» — солнце, небо, кровь, огонь, с белым цветом — пшеницу, ячмень, овес, воздух, а с черным — загробную жизнь и землю как основу всему. В структуре женских удмуртских нагрудников это хорошо заметно — символы — треугольной, квадратной и ромбовидной формы заполнялись разными узорами, иногда в формате «фигура в фигуре» и в углообразном рисунке, напоминающим бордюр.

Для покраски пряжи использовали способ квашения ниток. В нагретом до кипячения растворе с добавлением квасцов или кваса. После выдержки в окрашивающем составе" пряжа подсыхала, и окрашивалась снова. Для яркой белизны льняную одежду неоднократно обсыпали снегом и выдерживали на сильном морозе.

Продолжение следует

Реклама