Здесь трут нос памятнику перед каждой попойкой или посиделками, чтобы застолье прошло ярко, без осложнений. В теплой, дружеской обстановке.
В Красноярске, на перекрестке улиц Ломоносова и Декабристов, находится необычный памятник, получивший народное прозвище «Дядя Вася-пьяница» или «Пьяница с собачкой». Его официальное название отсутствует, а история создания и установки полна курьезных деталей, отражающих особенности постсоветской России, где количество нестандартных, а порой и странных памятников резко возросло после распада СССР.
Эта небольшая бронзовая скульптура изображает мужчину, явно выпившего и опирающегося на фонарный столб. Рядом с ним собака, приподнявшая лапу, что ещё больше усиливает комический эффект и неоднозначность образа.
Место установки памятника — «площадь Влюбленных», так названная основателем площадки, президентом корпорации «Империалъ» О. Шабаном, — само по себе добавляет иронии ситуации. Небольшое пространство площади, по словам очевидцев, постоянно переполнено людьми, желающими сфотографироваться с этой фигурой. Невесты, оставляя своих женихов, стремятся запечатлеть себя рядом с этим необычным бронзовым персонажем.
Автор, красноярский скульптор Константин Зинич, изначально планировал создать собирательный образ усталого человека, показывая его состояние после посещения «питейного заведения». Однако в процессе создания образу добавили собаку, что привнесло в композицию дополнительную символику и усилило комический эффект.
Первоначально скульптор хотел назвать свою работу «Вечер», а затем «Мужчина с собачкой». Однако народное прозвище «Дядя Вася-пьяница» прижилось и стало более распространенным, отражая общественное восприятие памятника.
Установка памятника вызвала немало споров в художественных кругах Красноярска и среди городских властей. Совещание в городской администрации по поводу целесообразности установки подобной скульптуры, по сути, стало формальностью, так как к моменту его проведения памятник уже был установлен на улице. Это указывает на определенную спонтанность и неожиданность появления «Дяди Васи» в городском пространстве.
Примечательно, что памятник, фактически увековечивающий национальный порок — пьянство, в 2006 году получил Гран-При на ежегодном российском смотре-конкурсе скульптур в номинации «Национальная идея». Этот парадокс еще больше подчеркивает необычность и неоднозначность ситуации.
Личность прототипа для «Дяди Васи» неизвестна. Существует несколько версий. Некоторые связывают его образ с Аркадием Северным — популярным певцом, известным своим образом интеллигентного пьяницы, из-за похожести костюма и шляпы. Другие же усматривают сходство с Борисом Ельциным, видя в памятнике своеобразную дань памяти эпохе его правления.
Особенно комично было видеть, когда я там катался на самокате, парочку компаний в погожий денек, которые распивали горячительные напитки на лавочках вокруг нашего памятника. Перспектива оказаться в таком же шатком положении после оного действия нисколько мужчин и женщин из этих компаний не смущала. Наоборот, они знали свое дело и делали его целенаправленно и методично. Они искали рядом с Васей измененное состояние сознания, расслабления и, видимо, находили.
Памятник выпившему дяде Васе с собачкой у ног в Красноярске — это некий авангардный объект. Вызывает он смешанные чувства, но автор идеи и скульптор — все равно молодец! Дерзко, комично, скандально.
Таким образом, памятник «Дядя Вася-пьяница» — это не просто бронзовая фигура, а своеобразный символ постсоветской России, отражающий смешение народного юмора, социальной иронии и непредсказуемости времен. Он стал популярным местом для фотографий, притягивая к себе внимание жителей и гостей Красноярска, вызывая при этом разнообразные эмоции — от смеха до задумчивости, и постоянно пополняя коллекцию необычных памятников России.
История его создания и восприятия общественностью сама по себе является занимательным сюжетом, отражающим сложность и многогранность российской реальности.
Памятник, в своем роде, стал культовым, символом и примером своеобразного юмора и самоиронии. Его продолжающаяся популярность свидетельствует о том, что «Дядя Вася» уже давно перестал быть просто памятником, превратившись в яркий символ Красноярска.