Дейнека, по-моему, появляется везде, где речь заходит о советском изобразительном искусстве! Хотя, конечно, обоснованно. Творчество его проходит через бОльшую часть
Авангард, экспрессионизм, монументальные произведения в количестве и ассортименте, военная тематика, плакат, даже «ню»… Его мозаики украшают станции метро «Павелецкая» и «Маяковская», фойе актового зала МГУ, Государственный Кремлёвский дворец (в то время Дворец съездов).
Пропустить такое было бы грешно, так что я ни разу не жалею, что побывал на выставке. В новом здании Третьяковской галереи представлены и всем известные вещи, и не только…
Ожидаемо немало спортивной тематики.
Но об этом все знают.
А вот я, например, не знал, что Дейнека был прекрасным портретистом.
Это этюд к картине «В оккупации».
А вот и сама эта работа:
А уж цветочные натюрморты и вовсе оказались неожиданностью!
Совсем другой Дейнека, неожиданный! Мы же знаем его по работам совсем иного рода.
Это эскизы фресок для кинотеатра в ЦПКиО им. Горького, дошедшие до нас только в эскизах. Сами фрески погибли вместе с кинотеатром, разрушенным бомбой в 1942 году.
Да и общеизвестные вещи вживую — совсем не то, что на репродукциях.
И прежде всего имеет значение размер. Эта картина довольно большого формата: два на три метра. Рассматривать ее вблизи — сосем не то, что на иллюстрациях!
Честно говоря, до меня впервые дошло, что три пары спортсменов демонстрируют три фазы одного и того же движения… наверное. Я в этом не уверен, но так кажется.
Впрочем, движение Дейнека умел показать не только у людей…
И не только движение, и не только спорт представлены на выставке!
Это мать и сестра художника. А взгляните, какая замечательная собака! Наверное, Дейнека был одним из самых востребованных художников своего времени.
Отметился он и театральными работами…
И особенно в книжной и журнальной иллюстрации. Пластика и здесь замечательная!
А какой обалденный котик…
Оказалось, Дейнека писал и пейзажи. Просто пейзажи, без бегущих через них атлетов… Это родина художника, окрестности Курска.
Интересно, что на выставке показаны и студенческие, учебные работы, выполненные в период учебы Мастера во ВХУТЕМАСе.
И эскизы не написанных или не сохранившихся картин со все той же великолепной пластикой.
Проект охватывает несколько десятилетий творчества художника — с 1920-х до 1960-х годов.
А здесь прямая отсылка к классике, вариация на вечный сюжет «Лежащей Венеры»…
Оказывается, отметился Дейнека и в дизайне!
И завершу этот очень краткий экскурс двумя, по-моему, чудесными картинами: очень нежным спящим ребенком и потрясающим женским портретом…
И если стало хоть сколько-то интересно — безусловно, стоит идти и смотреть работы Мастера «вживую». Выставка открыта до 26 октября 2025 г.