Новые герои российских анекдотов — кто они?

Реклама
Грандмастер

Часть 1. Имя собственное, имя нарицательное

Анекдот меняется. Это особенно заметно по его героям. Одни забываются, возникают другие, образуются новые анекдотические циклы.
А. Ф. Белоусов. «Анекдот»

Русский анекдот имеет целый ряд особенностей, и одной из них является наличие своего рода «шорт-листа» любимых персонажей.

Разумеется, в шутках других стран тоже фигурирует свой набор героев — ревнивый муж и неверная жена, любовник и любовница, мошенник и его жертва, врач и пациент, полицейский и нарушитель закона, лорд и его слуга, избиратель и политик, адвокат и клиент. Или, например, ковбой и его лошадь.

Три ковбоя скачут по прерии, на пути глубокий овраг. Первый ковбой говорит:
— Ковбой я или не ковбой?
Разгон, прыжок — эх, не долетел… Второй ковбой с легкостью перепрыгивает препятствие и скачет дальше, на пути овраг побольше.
— Ковбой я или не ковбой? — прыгнул и рухнул вместе с конем в пропасть. Третий ковбой с трудом ее перепрыгивает и скачет дальше, на пути здоровенная расщелина.
— Эх, ковбой я или не ковбой?

Реклама

Пришпорил коня, взял разгон побольше. Вдруг у самого края конь резко останавливается и говорит ему:
— Знаешь что? Ты ковбой, ты и прыгай…

Но, как правило, большинство этих персонажей не имеют собственного имени. В русском же (и особенно советском) фольклоре, на мой взгляд, наибольшим успехом пользовались истории, действующие лица которых (не обязательно люди, это могли быть сказочные существа, животные, а порой неодушевленные предметы или явления) носят не нарицательные, а собственные имена. Во всяком случае, так было раньше.

Реклама

Глядя, как мама примеряет новую шубу из натурального меха, Вовочка заметил:
— Мама, неужели ты не понимаешь, что эта шуба — результат ужасных страданий бедного, несчастного животного?
Мама посмотрела на сына и строго ответила:
— Вовочка, как ты можешь так говорить о родном отце?!

Заблудились в лесу Петька и Чапаев. Бродили, искали дорогу и вконец проголодались. Петька не выдержал и упал на землю без сил. Вдруг слышит чавканье. Поднимает голову и видит, что Чапай ягоды жрет.
— Василий Иванович, это же волчья ягода!
— Да пошел он на фиг, волчара этот, пусть себе другие найдет…

Корнет Оболенский — Ржевскому:
— Поручик, а вы слышали, что графиня Безухова изменяет мужу?
Ржевский:

Реклама

— Хорошая новость, хотелось бы только уточнить-с: это просто слухи или она сама просила передать?

Имеет смысл обратить внимание на то, что большинство такого рода персонажей (среди них Василий Иванович Чапаев, Шерлок Холмс, поручик Ржевский, Штирлиц, Винни-Пух, Чебурашка, Карлсон и другие) появились в «золотую эпоху» советского анекдота, и главной причиной этого было влияние, которое кинематограф и литература оказывали на общество той поры.

Реклама

Развлечений у большинства людей (с грустью вынуждены признать этот факт) было не так-то и много, поэтому хорошие киноленты, в которых появлялись яркие, самобытные и харизматичные персонажи, становились культурными событиями, на которые живо откликался фольклор. Разумеется, не была забыта и литература, в первую очередь — русская классика (вспомним знаменитое: «поэт в России — больше, чем поэт»).

Хотя основные герои анекдотов (Вовочка не в счет, это отдельная история) попали в пространство анекдота с «большого экрана», существовало и немало персонажей, обязанных своим рождением скорее уж самим литературным произведениям (включая сказочные), чем их экранизациям, порой достаточно бледным: Родион Раскольников, Анна Каренина, Герасим и Муму, Буратино, Робинзон, старик Хоттабыч, золотая рыбка.

Реклама

Фразы из школьных сочинений:

Раскольников искал смысл жизни и боролся за простых людей, но делал это слишком примитивно, можно сказать — топорно!

По-видимому, утонул все-таки Герасим, а не Муму, потому что из них двоих только Муму была способна рассказать Ивану Сергеевичу Тургеневу эту историю.

Реклама

— Не люблю читать толстые романы, в них всегда слишком много разных персонажей, забываю и запутываюсь, кто есть кто.
— Почитай «Робинзона Крузо», тебе понравится.

Впрочем, дело, конечно, не только в любви к фильмам и литературе: жизнь показывает, что российская аудитория любит «персонифицировать» образы даже такого лаконичного или скорее «нано-жанра», как шутки и анекдоты, и отдает предпочтение историям, в которых действуют хорошо знакомые ей герои.

Отметим, что существует и еще одна категория персонажей. Чукча или «новый русский» — не конкретные лица, а обобщенные, собирательные понятия или категории. Однако став героями анекдотов, они де-факто перестали быть «именами нарицательными» и перешли в промежуточный статус персонажа-маски, наподобие тому, как это произошло с Педантом из древнегреческого «Филогелоса» (первого в мире сборника анекдотов) или Арлекином из итальянской комедии дель Арте (его имя обычно пишется с заглавной буквы).

Реклама

Сразу же предупреждаю, что шутки о реальных лицах — знаменитостях, артистах, спортсменах, богачах и политиках — не являются темой этой статьи, и речь в ней пойдет о вымышленных персонажах. Заметим только, что шведский киндер-сюрприз

Реклама
Грета Тунберг, перестав быть звездой первой величины в мировом формате, по-прежнему появляется время от времени в амплуа героя российских анекдотов. Фольклор — жанр достаточно устойчивый и консервативный: попасть на его орбиту весьма непросто, равно как и быстро с нее сойти.

Реклама

Время идёт. Вот уже и Грете Тунберг восемнадцать (на самом деле, за 20). И окружающие вдруг поняли, что никакая она не «милая, экстравагантная глупышка», а уже вполне сложившаяся, взрослая дура.

Так какие же новые герои появились в пространстве русского анекдота? С грустью приходится констатировать, что таких персонажей, имеющих собственные имена, в последнее время практически не появляется, да и любимые раньше образы сейчас вспоминают намного реже, чем прежде. Исключение, пожалуй, составляют разве что сказочные анекдоты (и, соответственно, сказочные герои).

Колобок — это сказка про взросление. Парень уходит из родительского дома, успешно преодолевает жизненные этапы (социализация — заяц, работа — волк, бытовые трудности — медведь), а потом встречает женщину, которая обманом завлекает его и уничтожает как личность.

Реклама

Как справедливо отметили исследователи фольклора Елена и Алексей Шмелевы:

Реклама

«Во многих анекдотах о животных действуют те же персонажи, что и в русских сказках: заяц, волк, лиса и медведь».

(Разумеется, это относится и к другим персонажам русских сказок, просто статья Шмелевых посвящена преимущественно зайцам и волкам.)

Вы хоть раз встречали сказку, чтоб там Василиса Премудрая богатыря помыла, накормила и спать уложила? Почему этим постоянно занимается Баба-Яга?

А вот еще один недавний анекдот на сказочную тему. Хотя в нем действуют образы, имеющие нарицательные имена — дракон и красна девица (принцесса?), он любопытен тем, что в его фабуле переплетается старое (эпос) и новое (социальная сеть).

— Ну ладно, зачем дракону требуется именно юная девственница, можно понять. А вот почему девица должна быть красивой? Не все ли ему равно, какой формы мясо жрать?

Реклама

— Чтоб не стыдно было свою еду выложить в социальную сеть.

Тем не менее новые персонажи, пусть уже не имеющие собственных имен, в современном русском анекдоте хотя и не слишком часто, но все-таки появляются. И то, что некоторые из них уже находятся в переходной стадии от имени нарицательного к собственному, выступая де-факто в амплуа персонажа-маски, нельзя не признать обнадеживающим признаком.

Сочинить анекдот легко: достаточно внимательно следить за новостями.
© Георгий Александров

Искусственный интеллект. Добавим к нему Алису, Умный дом и другие умные вещи нашего времени, дабы объединить все это в единую рубрику.

Реклама

Это, пожалуй — наиболее заметный новый персонаж (или, точнее, группа). Конечно, остается под вопросом то, являются ли все эти образы героями рассказов или всего лишь предметами, поскольку речь как-никак идет о неодушевленных (при всем уважении к ИИ) объектах. Впрочем, фигурируют же в сказках и анекдотах говорящие лисицы, волки, колобки и даже избушки на курьих ножках? Приведу следующее умное определение из справочника:

Антропоморфизм — это уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и божеств.

А если уж речь идет о «человеческом обличье и человеческих качествах», логично предположить, что речь идет не о предметах, а о персонажах и действующих лицах.

Реклама

Когда розетка говорит с человеком, то это шизофрения, а когда человек говорит с розеткой — умный дом.

Лет через 50…
— Смотри, что я придумал! Просто нажимаешь кнопку на стене, и свет тихо включается или выключается! И не надо во все горло орать: «Алиса включи свет!»

Так и хочется увидеть в Алисе новый персонаж, имеющий собственное имя, но вся проблема в том, что анекдотов о ней (во всяком случае, достаточно смешных) очень мало. Быть героем одного дня или одного анекдота и «героем нашего времени» или цикла историй, подобно Штирлицу, Чапаеву или Блондинке — что называется, две большие разницы.

Трудно не заметить, что отношение аудитории к пресловутым «умным вещам» окрашено

Реклама
иронией и даже, не побоимся этого слова, скепсисом. Как тут не вспомнить популярный анекдот про британских ученых?

Британские учёные изобрели прибор, с помощью которого можно легко проходить сквозь стены. А назвали его вообще прикольно — дверь.

Что же касается «великого и ужасного», но перспективного во всех отношениях искусственного интеллекта, то в некоторых историях (вполне предсказуемо, впрочем) можно увидеть намек на то, что проект этот вполне может быть использован интеллектами естественными, то есть человеческими, в качестве еще одного способа хищения бюджетных средств

Охранник Валера, включающий по расписанию каждый день звонки в школе, не знает, что по документам в бухгалтерии он и есть электронный модуль искусственного интеллекта за десять миллионов рублей.

Реклама

Несчастный ИИ старается, как может, помочь создавшим его (так и хочется сказать — на свою голову) людям решить их самые важные и насущные проблемы. Увы, что такое интеллект, даже самый развитый, против системы?

Создали при правительстве научную группу. Поставили задачу — «Как поднять эффективность экономики?» Подключили искусственный интеллект. Тот выдал: «Воровать надо меньше». Бездушная тупая сущность…

Так боится ли человечество, если судить по содержанию большинства анекдотов, ИИ и других «умных вещей?

Робот-пылесос и стиральная машина-автомат вступили в сговор и попросили умный дом сменить код в замках, чтобы хозяева не могли войти и наконец-то наступила чистота.

Реклама

Пожалуй, в этих строках можно увидеть не страх перед грозящей всем нам тиранией бездушных устройств, а скорее издевку над опасениями подобного рода.

— Вас страшит прогресс искусственного интеллекта?
— Нет, меня гораздо больше страшит регресс естественного.

Появились умные телефоны, умные дома, умные часы, но куда-то стали пропадать умные люди…

Остается, правда, вопрос: но ведь кто-то же эти умные вещи придумал? Или это и были те самые люди, которые стали «пропадать куда-то»? Мавр, что называется, сделал свое дело и теперь может (или должен) исчезнуть? Ну, а с и��кусственным интеллектом люди и с умом попроще как-нибудь сами разберутся, раз уж великие умы преподнесли его нам, что называется, «на блюдечке с голубой каемочкой».

Реклама

Так чего ждут потребители от того же «умного дома?» Оказывается, разные люди ожидают от него самых разных вещей, а не только удобства и комфорта.

Умный дом — это когда он подключается к соседскому вайфаю ночью и втихаря майнит крипту, чтобы платить за себя ипотеку. А не вот это вот всё.

Реклама

Но мы еще в самом начале пути, и, возможно, создатели анекдотов и, соответственно, их читатели пока еще недооценивают эффект от создания ИИ, его положительные стороны и риски, которые он создает.

Не стоит забывать, что искусство (которое, как известно, обладает способностью предвидеть будущее) предлагает нам самые разные образы «мыслящей техники» — не только руководствующегося установленными человеком «законами роботехники» образцового героя сборника Айзека Азимова «Я, робот», но и чудовищного терминатора из фильмов с Арнольдом Шварценеггером. Который, даже будучи уничтоженным, обладает способностью возрождаться и возвращаться.

Люди, вкалывающие на тяжёлых и опасных работах, и искусственный интеллект, сочиняющий стихи и пишущий картины — как-то не так представлялось будущее…

Продолжение следует…

Реклама