Самурай. Как много в это в этом звуке для сердца японского слилось…
Цитата из Википедии ru.wikipedia.org/wiki/Самурай
«По наиболее распространённому мнению самурайство зародилось в VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. На окраинах империи издревле осевшие здесь племена айну ожесточённо обороняли свои земли от императорских войск. Основу самурайства составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие „земли и воли“ на границах империи. Подобно донским и запорожским казакам, они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с воинственными аборигенами, защищая государственные границы.»
Именно в это время началось формирование касты самураев — закрытого сообщества профессиональных воинов, для которых меч — источник жизни. Без кавычек. Вероятно, слово «самурай» произошло от глагола «сабурау» — «служить, охранять», а в самом древнем своём значении — «личный слуга». Именно тогда и начало своё победоносное шествие дай-сё — пара из короткого и длинного меча. И если короткий меч — вакидзаси — был больше дополнительным оружием, то катана — повседневный длинный меч — собрала в себе все, абсолютно все качества универсального холодного оружия.
Катана короче длинных кавалерийских мечей «тати», которые, судя по форме, были исключительно оружием конника и напоминали больше персидские сабли, чем-то, что обычно в нашем сознании ассоциируется с японским мечом. Катана хороша и для пешего, и для конного воина. Длинная, до метра в длину, и в то же время исключительно лёгкая, (всего 1,5 — 2 кг), она позволяла тренированному воину рубиться весь день. Длинная рукоятка (цука), оплетённая шёлковой тесьмой по пупырчатой коже японского ската, не скользит даже в очень потной руке. Длина клинка позволяет как достать всадника на лошади, так и сражаться в плотной пешей толпе. Конный воин, наклонившись, достаёт ей прижавшегося к земле противника. Катана — и рубящее, и колющее, и режущее одновременно, что определяет огромное, практически безграничное количество приёмов с этим оружием. А ведь можно было ещё и рукояткой по лицу заехать…
Но, видимо, Остапа понесло… Вернемся к истории.
Конечно, менялись условия и мода, но всё-таки меч оставался в рамках традиции на протяжении всей последующей японской истории, как будто выходил из рук одного мастера. Хотя, вру… Были и интересные «всплески».
Например, во время нашествия орд монгольского хана Кублая (1274 и 1281 гг.), японские оружейники срочно подгоняли вооружение самурайских дружин под новые условия. Хотя доспехи татарских воинов были не прочнее японских, но тактика боя была иной: воевали огромными конными толпами, сминавшими плотные ряды копейщиков и далее просто топча лошадьми всех без разбора. Длинные монгольские сабли, разрубавшие даже прильнувших к земле воинов, а так же туча стрел, летевшая со всех сторон, потребовали кардинального пересмотра как тактики ведения боя, так и оружия и снаряжения. Именно в это время появились огромные, до двух метров но-тати — полевые мечи, служившие для «выкашивания» конницы и копья-яри с режущим наконечником, длиной больше шести метров. Однако, всё проходит, и вернувшись к своим внутренним разборкам, японцы вернулись к традиционным катана и вакидзаси.
Окончательно сформировавшись к концу XII века, самураи, в полном соответствии с известным принципом — «кто сильнее, тот и прав» — сформировали свою собственную власть — «сёгунат», самурайскую прослойку между императором и остальным народом. Именно высокое место воина в средневековой Японии и подстегнуло производство дорогого, качественного оружия. Мастер колдовал над каждым мечом три и более месяца, и даже при этом более половины полос (клинков) уходили в брак и перековывались.
Именно в это время (с 1192 г. н.э.) оружие и доспехи начали приносить в дар храмам как самое ценное сокровище империи.
Именно тогда и обрёл свои канонические свойства японский меч!
«Во-первых — им можно рубить и медь, и железо!
Во-вторых — если поднести к лезвию волосок и
подуть на него — лезвие перережет волосок…»
Ши Най-ань «Речные заводи».
Эпоха воюющих провинций (1467 г. — 1568 г.) потребовала просто гигантского количества мечей, что неизбежно очень ухудшило качество оружия.
Кроме того, именно в это время в Японии началось массовое применение огнестрельного оружия.
Это самым революционным образом изменило всю военную тактику Японии. Индивидуальные схватки самураев, на которые неминуемо распадалась любая битва, уступили место гораздо более эффективным коллективным действиям пеших стрелков (асигару) и копейщиков, попросту добивавших раненых. С острова Кюсю, где было налажено поточное производство фитильных ружей, мушкеты под названием «Танэгасима» стали расходиться по всей Японии. Это время стало временем расцвета военного искусства самураев. Именно тогда в сражениях стали принимать участие крупные конные и пешие массы войск, появилось огнестрельное оружие. Достигло своего апогея использование разведчиков и диверсантов — ниндзя — и окончательно сформировались первые крупные школы боевых искусств. Начиналось активное строительство замков.
Казалось, дни меча сочтены и он займёт своё место в музеях, как и произошло во всем мире.
Везде. Кроме Японии.
Усмиривший воюющую страну в конце ХVI в. диктатор Тоётоми Хидэёси установил четкое социальное деление всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за императором и аристократами, стояли самураи. Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право ношения воинами двух мечей. Кроме них, этого права не имел никто. Каждого простолюдина или крестьянина, который, по мнению самурая, проявил к нему недостаточное уважение, он мог практически безнаказанно зарубить на месте.
Сёгун Иэясу Токугава (1543−1616), пришедший к власти в начале XVII века, не только не стал менять эту тенденцию, но и закрепил её ещё больше. Класс самураев был выделен из всего остального общества, привилегии его выросли. Любые спорные вопросы между даймё (крупными феодалами) решались миром, а если и воевали соседи, то по-тихому, без грома и батальности, кто кого перережет. Вот тут-то и возродился меч!
Кроме того, войны прекратились, и копья, луки, мушкеты оказались не у дел. А меч? Как раз-таки меч вышел в «хранители чести» и стал «универсальным решателем» практически любых вопросов. Возродились древние традиции, мастера опять могли колдовать над каждым мечом несколько месяцев. Открывались новые школы, и грозные техники дзюцу превращались в гармоничные до — пути совершенствования личности, закалки духа.
И эта идиллия продолжалась до… 1876 года, когда указом императора Муцухито был упразднён сам класс самураев.
Началась другая, постсамурайская эпоха в истории страны Восходящего солнца. Эпоха, не сулившая самурайскому мечу ровным счётом ничего…
Хорошего.