История любой страны уходит корнями в глубокую древность. И, наверное, нет ничего странного, что история любого государства — это прежде всего… история войн. Нашествия врагов, внутренние распри, да и просто желание отобрать у ближнего, а не купить у человечества неистребимо.
Япония не исключение. Только вот повезло японцам, видимо, больше, чем другим народам. Моря, цунами и тайфуны делали Японские острова практически неприступными для внешних завоевателей. Следовательно, и японцам провести масштабную интервенцию, такую, как вели древние греки, римляне или татаро-монголы провести было затруднительно.
Однако человек (homo sapiens) везде одинаков, и отнять добро у ближнего силой оружия присуще всем народам без исключения. Оно и понятно, «у кого сила — у того и власть». А у кого власть — тому и жизнь всласть…
Японцы считают, что богиня солнца, Аматэрасу, считающаяся родоначальницей японской императорской династии и всего японского народа, послала своего внука Ниниги-но-Микото с неба царствовать на Земле. Посылая его, Аматэрасу вручила ему три предмета, три священных сокровища, чтобы никто не сомневался в его божественном происхождении: зеркало, меч и сияющую изнутри изогнутую яшму.
Эти предметы и сейчас являются символами императорской власти в Японии. Самый древний меч хранится сегодня в храме г. Ацупа, плотно запечатанным в специальный ларец.
Так это или не так, не знает никто. Первая японская летопись, которая дошла до нас, называется «Кодзики» (Записки о делах древности) и датируется 712 г. н. э. Всё, что на Островах происходило до этого времени, основывается лишь на данных, полученных в результате археологических раскопок. Однако китайские купцы, торговавшие с Островами, начиная с III в до н.э. оставили достаточно много рисунков японских воинов.
Согласно китайским гравюрам того времени, стандартное вооружение пехотинца до V в. н.э. состояло из прямого одноручного меча и бамбукового, обтянутого кожей щита.
Однако уже из гравюр в «Кодзики» (VII в. н.э.) мы видим воинов, решающих свои проблемы длинными прямыми обоюдоострыми двуручными мечами с круглыми маленькими гардами. Именно такая гарда — цуба — не встречается больше нигде в мире. Позже она стала фактическим стандартом для более поздних японских мечей — тати, катана, вакидзаси и танто.
На ранних этапах истории Японии меч воина цуруги был двуручным и тяжелым, и часто носился за спиной, прикрепляясь наискось. Именно так носят меч шпионы-ниндзя в современных голливудских боевиках.
Сегодня термином «цуруги» обозначают древние прямые мечи, а термином «кэн», просто любой прямой меч, в отличие от «то» — изогнутого меча. Правда, нет правил без исключения — деревянный меч, будь он хоть прямым, хоть изогнутым, называется «бокэн».
А как же тот узкий, изогнутый, хищный клинок с узкой гардой и переплетённой тесьмой длинной рукояткой, образ которого и возникает у нас при словосочетании «японский меч» и называемый собирательным термином «нихон-то»? Прообраз этого меча возник, вероятно, в период Нара (710−794 гг. н.э.) или Хейан (794−185 гг. н.э.).
Итак, в
Но именно тогда, после VII в. н.э., когда японские мечи из невероятно плотного, многослойного булата обрели такое высокое качество, что их начали вывозить на континент, в Китай и Корею, и начал складываться целый класс профессиональных воинов, позже названных «самураями».