Британский ученый Макиндер, придумавший понятие «Хартленд» (глубинная земля), не случайно писал про
…великое движение кочевников востока, связываемое с именем Чингис-хана… Все населенные края Старого Света раньше или позже ощутили на себе экспансивную мощь мобильной державы, зародившейся на степных просторах.
Во времена Дефо монгольское нашествие хотя и оставалось уже в далеком прошлом, но не было забыто и превратилось в некий символ противостояния Востока и Запада («Запад есть Запад, Восток есть Восток»). А поскольку сами монголо-татары уже не представляли для Запада сколько-нибудь существенной угрозы, то был сформулирован тезис о том, что «Россия заменяет Монгольскую империю».
Татары, они же тунгусы, желавшие отомстить чужеземцам за поругание их святыни, ускакали в неизвестном направлении, а путешественники:
благополучно добрались до Яравены, а оттуда по ужасной пустыне до другой, сравнительно населенной области, в которой было достаточное количество городов и крепостей, поставленных московским царем, с гарнизонами для охраны караванов и защиты страны от набегов татар.
Яравена — это поселок Ширинга в Еравнинском районе Бурятии, расположенный на северо-восточном берегу Малого Еравного озера. Когда-то на его месте стоял Еравнинский острог — именно там в 1675 году появился царский посланник Спафарий, направлявшийся в Китай. Он писал, что:
острог Еравинской недавно построен после погрому Тобунутов, и для того построен, чтоб оберегание было ясачных людей… а стоит острог меж лесу и озер в крепком месте, и мочно около острогу сыскать пашенныя места.
Спафарий предсказал острогу большое будущее, однако в конце XVIII века в нем проживало лишь 34 души мужского пола, а в XIX-м острог и вовсе опустел.
Посетило Еравнинский острог и посольство Идеса, который в своих записках отметил:
В остроге Еравна имеется казачий гарнизон. Здесь также живет много русских, промышляющих соболя, а окружающая местность населена язычниками, которых называют конными тунгусами.
Караван Робинзона добрался до Удинска (Adinskoy), где местные власти обещали ему всяческое содействие.
Губернатор Удинска, с которым был знаком один из наших шотландцев, предложил нам конвой в 50 человек до ближайшей станции, — пишет Крузо.
Удинск (позднее — Верхнеу́динск) — это современный Ула́н-Уд́е, столица Республики Бурятия; его население в настоящее время составляет 430 тыс. человек. Город расположен в месте впадения реки Уды в Селенгу, в 100 км к востоку от Байкала.
История города начинается с основания казаками в 1666 году зимовья Удинское. Со временем Удинское стало Удинским острогом, Верхнеудинской крепостью, а к моменту прибытия Крузо получило название Удинск.
Этот острог стоит на высокой горе, но большая часть населения живет у подножия горы, по реке Уда, которая приблизительно в четверти мили ниже города впадает с запада в реку Селенгу, — писал Избрант Идес.
Посланник отметил, что в городе имеется большой гарнизон казаков, потому что здесь проходит
посла приветствовал выехавший ему навстречу… командир с конвоем из 50 казаков, составивших великолепную кавалькаду.
(Быть может, именно отсюда появился конвой из 50 казаков в книге Дефо?)
Робинзон не называет имя ближайшей станции, до которой им был предоставлен воинский отряд, а следующим населенным пунктом, который упомянут в романе, является город Енисейск. Расстояние между Улан-Уде и Енисейском составляет более 1200 км, и это по прямой. Удивляет, что Крузо нечего рассказать об этом отрезке путешествия. Впрочем, то же самое, увы, можно отнести и ко всему сибирскому вояжу Крузо как таковому.
Описания пройденных земель не отличаются ни особой живостью, ни обстоятельностью. Дикие, безлюдные пустыни, голые степи, на которых не произрастает ни деревца, ни даже хворостинки, — вот сибирский пейзаж романа. Все громадное пространство, которое пересекает Робинзон, от Амура до Тобольска, кажется пустынной, необитаемой землей, предоставленной самой себе, силам природы, стихиям, — пишет академик
М. П. Алексеев .
Что самое удивительное, герой Дефо не заметил даже такой природный феномен, как знаменитое озеро Байкал. Быть может, караван Крузо ехал обходными путями? В принципе, такое возможно, хотя с точки зрения логистики того времени путь через водный бассейн был наиболее удобен, и не случайно, что именно таким маршрутом двигались посольства из
Байкал мошно называтися и морем, для того, что от него течет большая река Ангара и потом мешается со многими иными реками и с Енисеем, и вместе впадут в большое Окиянское море; и для того мошно называтися морем, что мешается и с большим морем, и объезжати его кругом нельзя (как выясняется из романа Дефо, все-таки можно); также для того мошно называтися морем, что величина его в длину и в ширину и в глубину велика есть.
Так писал глава русского посольства в Китае Спафарий.
Главный информант Дефо посланник Идес пишет:
После отдыха в городе Иркутске я выехал оттуда 1 марта и ехал на санях до Байкальского озера, куда и прибыл 10-го числа того же месяца. Озеро оставалось еще совершенно замерзшим.
Посольство проехало через Братский острог и Иркутск, также не упомянутые Крузо, и пересекло замерзшее озеро на санях.
Мы переехали его на санях за шесть, часов; и хотя это не открытое море, все же и летом путь через него небезопасен, — добавляет свой гривенник Адам Брандт.
Но даже если и предположить, что караван Робинзона объехал Байкал стороной, то наверняка он не мог не слышать о существовании большого озера, которое из-за его размеров часто называли «морем». Поэтому так и осталось непонятным, почему рассказчик нигде не упоминает о нем.
Сочинитель Дефо упоминает не особо значимые места, среди них, возможно, и небывалые… но у него ни слова о Байкале. В этом случае Дефо — как тот любопытный в басне Крылова: побывал в Кунсткамере, перечисляет увиденных букашек и таракашек, а слона-то он и не приметил! — справедливо замечает исследователь К. Васильев.
Как бы то ни было, после долгого пути, практически не оставившего следов на страницах романа, караван Крузо прибыл в Енисейск.
Енисе́йск — город в Красноярском крае, административный центр Енисейского района с населением в 17,5 тыс. человек. Расположен на левом берегу Енисея, ниже впадения в него Ангары.
Енисейский (изначально Тунгусский) острог был поставлен в 1619 году отрядом тобольских казаков во главе с П. Албычевым и Ч. Рукиным. В 1677 году Енисейск становится разрядным городом, под его начало поступают все поселения и остроги не только по Енисею, но и в заенисейской Сибири.
Уже в 1690 году население Енисейска насчитывало около 3000 человек, большинство из них которых занималось добычей пушнины и рыбным промыслом. Расцвет города пришелся на середину XVIII века, со временем его значение стало падать.
И��брандт Идес так описывает Енисейск, где он провел 10 недель, ожидая, когда откроется санный путь:
Город Енисейск довольно велик и многолюден, его острог достаточно сильно укреплен. На несколько миль вокруг города разбросано множество деревень и монастырей, почва же весьма пригодная для возделывания. Много здесь зерна, мяса, рогатого скота и домашней птицы. Под властью города находится много язычников-тунгусов. Они платят… их царским величествам подать всякими мехами.
Возможно, что основой истории с поруганием идола послужил случай, произошедший в окрестностях города и описанный А. Брандтом, хотя его участниками были не татары, а остяки (ханты). На берегу реки Кеть дипломат осматривал жилища остяков и в юрте местного князя обнаружил сделанное из дерева изображение шайтана, которое едва не напугало его.
Я даже не могу сказать, что этот идол изображал, голова его была обита толстыми жестяными бляшками и была почти неузнаваемой из-за частых смазываний и окуриваний, которыми остяки по-своему служат идолу… От местных людей я наслышался всяких суеверий, вроде того, что шайтан этот сделал им много добра и располагает громадной властью и силой.
Реклама
Желая произвести впечатление на туземцев, посол велел показать им несколько аугсбургских игрушек с заводным механизмом, в том числе фигурку барабанщика.
Барабанщик был сделан так, что, как только он начинал бить палочками по барабану, у него поворачивалась голова и закатывались глаза. Когда он показал эту игрушку остякам, те были целиком поглощены рассматриванием и ощупыванием ее, и, когда барабан внезапно застучал, остяки страшно перепугались, и не знали, что им делать.
Туземцы были так впечатлены, что хотели купить барабанщика, обещая за него большие деньги.
Однако же господин посол не отдал его главным образом потому, что не хотел быть пособником в их идолопоклонстве, и наотрез отказал в их
просьбе, — пишет Брандт.Реклама
Миновав Енисей, караван Крузо
прошел обширную, плодородную, но слабо населенную область до реки Оби. Жители все язычники, за исключением ссыльных из России; сюда ссылают преступников из Московии, которым дарована жизнь, ибо бежать отсюда невозможно.
Р. Крузо добавляет:
Со мной не случилось ничего замечательного до самого Тобольска, столицы Сибири, где я прожил довольно долго.
Продолжение следует…