Как проектировали Мавзолей В. И. Ленина профессионалы?

Реклама
Грандмастер

Мавзолей Ленина — один из крупнейших по значимости архитектурных проектов Советской власти. И всенародный конкурс на проект Мавзолея — тому подтверждение. Целью было — отобрать подходящие и оригинальные идеи, что-то вроде метода «мозгового штурма». Но было бы странно всерьёз полагаться на мнения и предложения неспециалистов. Так что в веселье участвовали и профессионалы.

Перейти к первой части статьи

Начнём с самого известного — проекта Фёдора Шехтеля.

Хотя о Шехтеле пишут, что после революции ему намеренно не давали заказов: настолько Ленин ненавидел некоторых из дореволюционных клиентов архитектора. Видимо, Ильичу заняться было нечем, кроме как лично следить за Фёдором Ивановичем. А как Ленин умер — у того сразу приняли проект на конкурс…

Но не Шехтелем единым… Участвовали в веселье и другие профессионалы.

Реклама

Вот замечательный вариант, где смешаны, по-моему, не меньше трех стилей. И звездообразный в плане, что обычно наводит сторонников теорий заговора на мысли о масонском заговоре.

Реклама

Что тут сказать? Конечно, любой из архитекторов мог, по логике, оказаться масоном… Почему бы нет? Масонов в поздней Российской империи было не так мало…

Но как быть с рабочими, крестьянам, мелкими служащими и прочими людьми из народа? Они тоже масоны? Ведь звезда присутствует во многих народных проектах. Так может, все проще и звезда в проектах советских памятников не несет мистической символики?

Но идем дальше. Этот проект Мавзолея, по-моему, замечателен, хотя вряд ли он вписался бы в ансамбль Красной площади.

Но ведь классно же?

Реклама

Это проект Льва Руднева, в будущем автора нескольких известных построек, среди которых здание Наркомата… прошу прощения, Министерства обороны, Центральный музей вооруженных сил, станция метро «Павелецкая» и Московский государственный университет.

Реклама

И да, большое здание университета — это хорошо. А Мавзолей все-таки должен как-то соотноситься с Кремлём. Хотя это ведь далеко не единственное предложение построить посреди Красной площади громадную усыпальницу.

К сожалению, я нашел не так много версий Мавзолея «от специалистов». Но вот, к примеру, такой вариант:

Реклама

Очень схожий с той ступенчатой пирамидой, что в итоге построил Щусев.

Во всяком случае, везде этот проект указан в числе тех, с конкурса 1925 года. Конечно, саму идею ступенчатого сооружения не могла не подсказать форма тогдашнего, второго Мавзолея. Но ведь каменная усыпальница очень отличается от деревянной. И Щусев пришёл к ней далеко не сразу, фактически — уже во время строительства третьего Мавзолея.

А вот что-то, по-моему, очень странное: не могу отделаться от мысли, что в основе этого все та же Вавилонская башня, то есть все тот же зиккурат. Проект называется «Маяк».

Реклама

Очень, на самом деле, символично, просто выглядит странно…

Хотя идея ступенчатой башни, прямо ассоциирующейся с Вавилонской, тогда витала в воздухе. Чуть позже она явственно проглядывалась в нереализованных проектах Дворца Советов и Пантеона, о котором речь пойдет чуть ниже.

Это версия Мавзолея от Андрея Константиновича Иванова, одного из архитекторов императорской резиденции в Ливадии.

Не так много почему-то удалось профессиональных проектов. Что странно, учитывая и значимость здания, и специфику времени: мастера нуждались в заказах, жить-то на что-то нужно.

Реклама

Но приходится обходиться тем, что нашлось. Так что вот проект оформления кремлевского некрополя от Николая Ладовского.

Во всяком случае, в книге академика Хан-Магомедова проект Ладовского упоминается как оказавший влияние «на объединение Мавзолея и Некрополя в единый комплекс».

Реклама

Но это был не единственный конкурс проектов усыпальницы Ленина. Да и идею перезахоронить вождя пытались реализовать ещё в СССР.

В 1953 году возникла идея: перенести тела Ленина и Сталина, а также останки захороненных в кремлевском Некрополе героев и государственных деятелей, в отдельный Пантеон. Предполагавшийся, в окончательном варианте, на Ленинских горах.

И вот его, в отличие от Мавзолея, уже не требовалось вписывать в ансамбль Красной площади. Хотя еще в 1924 году Леонид Красин высказывает предположение о возможном строительстве там большого музея Ленина.

Здесь я привожу всего два варианта, предложенных Михаилом Посохиным и Дмитрием Чечулиным.

Реклама

Тот и другой в разное время были Главными архитекторами Москвы.

И в принципе, все имеющиеся в широком доступе варианты этой усыпальницы так или иначе обыгрывают классическую тему. А то и вовсе прямо отсылают к Римскому Пантеону.

Реклама

Куда интереснее предложения, поступавшие на проводившийся тогда же, в 1924−25 годах, конкурс на проект памятника-мавзолея Ленину и жертвам революции в Одессе. Это сооружение, тоже сочетающее функции музея и трибуны, в отличие от Мавзолея в Москве, могло быть большим.

И вот проект все того же Льва Руднева, занявший первое место.

Реклама

А это — вариант планировки мемориального комплекса.

Насколько понимаю, зубчатая дуга — это собственно здание, перед которым видна скульптура Ленина на броневике.

Реклама

Проект архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко, авторов Библиотеки имени Ленина в Москве.

Помните, среди народных проектов встречался Мавзолей, выполненный в виде слова «Ленин»? Вот вариант включения надписи как части здания, и это совершенно нормальная тенденция того времени.

Реклама

Мавзолеем дело, конечно, не могло ограничиться. Тем более, сила искусства прекрасно осознавалась, не зря Ленин уже в 1918 году утверждает План монументальной пропаганды. Так что многочисленные памятники Владимиру Ильичу начинают ставить сразу же. В том числе — большие и интересные.

Вот «памятник-эстрада» венгерского конструктивиста Ласло Пери.

Реклама

Вот снова Владимир Щуко и его версия памятника в Ленинграде.

А автор этой работы — вообще не архитектор, а художник,

Реклама
Александр Самохвалов.

Реклама

Грандиозно и, по-моему, ничуть не хуже прочих проектов.

И проект памятника в Разливе, ленинградского конструктивиста Александра Гегелло. Тоже уступчатая пирамида, и тоже трибуна. Я же говорю, что эти идеи буквально витали в воздухе…

Реклама

И еще один вариант с конкурса 1953 года на проект Пантеона.

Руководил разработкой и отбором проектов Николай Колли. И вот тут, на его макете центра Москвы, есть и Пантеон, и Дворец Советов.

Реклама

Ну и в завершение — Владимир Ильич Ленин там, где однажды появится его Мавзолей…

Продолжение следует…

Реклама