Во-первых, все они — занимающие ответственные должности представители власти, ее силовых органов, на которые возложена непростая задача борьбы с преступными сообществами, криминальными авторитетами и террористами.
А во-вторых, персонажи фильма выглядят на экране людьми, не отличающимися выдающимся умом, а если откровенно — полными идиотами и ничтожествами, которые заведомо не в состоянии решить задачи, что ставит перед ними жизнь. Тем не менее все они успешно… ну, или почти успешно, с ними справляются.
Возникает закономерный вопрос: как им это удается?
— Фантомас!
— Как вы сказали, простите?
— Я говорю — Фантомас!
— И что же это значит?
— Ничего… А может — все!
— Однако! А кто это такой?Реклама
— Никто не знает… Но, тем не менее, он существует!
— Хорошо, но чем-то же он, в конце концов, занимается, этот кто-то!
— Он наводит ужас!
(Марсель Аллен, Пьер Сувестр. «Фантомас)»
«Фантомас» — популярная некогда франко-итальянская приключенческая кинокомедия режиссёра Андре Юнебеля, в которой действовал персонаж, являвшийся героем цикла романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена — гениальный преступник Фантомас, скрывающий свое лицо под маской.
Фантомас энергичен, коварен, изобретателен (или, может быть, креативен?), умен и, что самое важное, неуловим. Совершая преступления, он использует специально изготовленные маски, с помощью которых получает возможность принимать облик самых разных людей. В распоряжении злодея целая мафиозная структура, а в его арсенале — дорогие автомобили, оружие всех типов, всевозможные гаджеты и техника, не имеющая аналогов.
В некоторых публикациях «Фантомас» почему-то называют пародией на фильмы о Джеймсе Бонде, однако есть основания сомневаться в том, что эта гипотеза соответствует действительности. Первая серия «Фантомаса» появилась в 1964 году, а к этому времени на экраны вышли только два первых фильма о приключениях агента 007 — «Доктор Но» и «Из России с любовью».
В нашем представлении британский агент Джеймс Бонд — это супергерой, который соблазняет красавиц, использует новейшие технические гаджеты и разрушает планы мегазлодеев, которые стремятся получить власть над миром — ну, или уничтожить его, чтобы он не достался никому. Однако такого рода «золотой стандарт» бондианы в полном комплекте (за исключением разве что соблазненных красавиц) появился не сразу, а складывался постепенно.
Главный антигерой франшизы, суперзлодей Эрнст Ставро Блофельд в фильмах «Из России с любовью» (1963 г.) и «Шаровая молния» (1965 г.) появляется лишь номинально. Что же касается гаджетов Бонда, то и они поначалу достаточно незамысловаты. Блофельд имеет двойников и меняет лицо, однако этот сюжет появляется лишь в фильме «Бриллианты навсегда», вышедшем в 1971 году. Один из исполнителей роли Бонда — актер Роджер Мур, использует автомобиль-подводную лодку, но это в фильме «Шпион, который меня любил», который выйдет в далеком 1977 году. Так что комедии о «Фантомасе» во многом не повторяют фильмы бондианы, а, скорее, предвосхищают их.
Задача поймать Фантомаса возложена на комиссара парижской полиции некоего месье Жюва. Потенциал сил добра и зла гротескно несопоставим: закон представляет человек, являющийся полным ничтожеством, противостоит же ему настоящий криминальный гений, «самородок зла». Впрочем, если приглядеться повнимательней, полным идиотом комиссар Жюв не является, скорее уж он просто выглядит глупее, чем есть, из-за эксцентричности своего поведения, чрезмерной суетливости, самовлюбленности и полного отсутствия чувства юмора.
Редактор — комиссару Жюву:
— У вас всегда гениальные идеи!
Жюв:
— Это верно…
Разумеется, очередная гениальная идея комиссара поймать преступника на бриллиантовую приманку заканчивается полным крахом — и не потому, что она изначально была глупа, а скорее как следствие того, что Фантомас слишком умен для французской полиции.
Заметим, что в романе Марселя Аллена и Пьера Сувестра «Фантомас» месье Жюв назван:
лучшим сотрудником парижской полиции, наиболее опытным и компетентным из всех ее инспекторов.
Как видим, создатели киноленты, сделав Жюва глупее, чем он был в романе, компенсировали это тем, что повысили его в звании. Что же, такое случается не так ужи редко не только в кино, но и в жизни.
Временами комиссар проявляет изобретательность, достойную Джеймса Бонда (искусственная рука и автомат, спрятанный в фальшивом протезе), однако на фоне своего противника Фантомаса он всякий раз смотрится неуклюжим дилетантом. А команда сыщиков, которую он возглавляет, под стать своему боссу и не способна ни на что иное, как только исполнять приказы своего начальника, подчас достаточно странные и даже нелепые.
Тем не менее схватка преступника и закона заканчивается тем, что условно можно назвать «боевой ничьей». Полиции так и не удается схватить неуловимого злодея, хотя она и была в одном шаге от этого, но и самому Фантомасу приходится спасаться бегством от представителей закона.
Что же спасает глупого комиссара и парижскую полицию от полного краха? Тут все очевидно: охотой на Фантомаса (хотя на самом деле определить, кто тут был дичью, а кто охотником — достаточно непросто) заняты не только недотепа Жюв с его доморощенными коллегами-полицейскими, но и отважный журналист Фандор и его очаровательная подруга Элен (актриса Милен Демонжо). Им-то и удается пусть и не сокрушить Фантомаса, но хоть как-то выравнять баланс сил.
Тот факт, что простой журналист оказался достойным соперником гениального злодея, не вызывает удивления у зрителей. В конце концов, этих двух персонажей играет один и тот же человек — талантливый актер Жан Маре.
Еще одной особенностью героя, которого исполняет
Наверное, это можно было бы поставить в минус создателям картины, но талант Луи де Фюнеса настолько ярок и самобытен, что заставляет нас забыть об этом обстоятельстве. Герой нравится нам таким, какой он есть. И нет оснований сомневаться в том, что Жюв, превратись он конце фильма в другого человека — более спокойного, мудрого и рассудительного, глубоко разочаровал бы зрителя.
В отличие от других кинолент, о которых мы рассказываем, главным героем трилогии является не полицейский, комиссар Жюв, и даже не отважный журналист Фандор, а сам Фантомас — не случайно его имя вынесено в название фильма.
Помню, в детстве, впервые посмотрев трилогию о Фантомасе, я был сильно разочарован, потому что питал надежду на то, что в конце сериала тайна персонажа будет раскрыта. Но этого не произошло, и суперзлодей так и остался неуловимым человеком без лица. Личность Фантомаса, равно как и его предыстория и внешний облик, тоже осталась загадкой для зрителей: характер этого киногероя проявляется исключительно в его действиях, и мы временами не можем понять, шутит он, когда говорит, или остается полностью серьезным.
Фантомас — журналисту Фандору:
— Ты назвал меня мрачным убийцей. Меня, такое веселое, жизнерадостное существо! Конечно, я люблю убивать, но я делаю это с улыбкой!
Фандор — Фантомасу:
— Я вижу, у вас есть чувство юмора. Но оно довольно мрачное.
Создается впечатление, что публика воспринимает Фантомаса не как злодея и чудовище, а скорее как талантливого шоумена. И, наверное, не случайно: несмотря на то, что он совершает множество злодеяний, большинство из его жертв, как тот же Фандор, обычно остаются в живых. Такие же его преступления, как похищение драгоценностей у богатого и скупого лорда, или налог, которым Фантомас облагает самых богатых людей мира, кажутся зрителям если не робингудством, то чем-то, не сильно от него отличающимся.
Элен:
— Да что я сказала? Если верить этим умникам, то Фантомас служит жандармам. Он устраивает свои преступления для развлечения простаков.
Нельзя не восхищаться артистизмом, с которым Фантомас совершает свои аферы, а закончив дело, мастерски ускользает от преследования.
В первой серии он спасается от преследующих его Жюва и Фандора (кстати, никто не задумывался над вопросом, зачем он вообще от них убегает?) на подводной лодке, во второй — на летающем автомобиле. В заключительной же ленте сериала — «Фантомас против Ско́тланд-Ярда» — он имитирует свою гибель, разыграв сцену, где якобы улетает на запущенной из башни замка ракете, которая уничтожается ВВС в полете. Сам же в это время преспокойно уезжает по сельской дороге на велосипеде.
Инспектор сжал ладонь Фандора с такой силой, что у того хрустнули пальцы:
— Ты слышишь, Фандор? Фантомас жив!
(Марсель Аллен, Пьер Сувестр. «Фантомас»)