Например, во время войны, в самый ее разгар, в Советском Союзе снималось кино. В том числе масштабные исторические драмы «Иван Грозный» и «Кутузов». Снимали, разумеется, фильмы и о войне. Но снимали и сказки, комедии, приключения. Как могли, продолжали жить.
И например, многие ученые-историки, будучи в эвакуации, занялись изучением истории тех краев, где оказались. Дав мощный толчок изучению национальной истории республик СССР. Когда б еще туда доехали крупные столичные специалисты?
Но сейчас о другом. Уже в июле 1941 года началась эвакуация из Москвы и Ленинграда художественных ценностей. Из Эрмитажа первую партию ценностей отправили через неделю после начала войны.
В конечных пунктах, Новосибирске и Свердловске, организовывалось не только хранение, но и научная деятельность. Специалистам давали возможность работать, развивать науку. И одновременно — приносить пользу, не даром есть свой хлеб.
Столичные специалисты преподавали, помогали в организации музейного дела на местах. И проводили выставки, которых (крупных!) за время войны в СССР прошло около 400.
8 января 1942 г. Ленинградский союз художников просит разрешения делать зарисовки на улицах Ленинграда. Вопрос более чем серьезный… Тогда любого делающего наброски могли не без оснований счесть шпионом.
Осенью 1941 г. в здание Третьяковской галереи попали две бомбы. А уже зимой его начали ремонтировать. И в середине мая 1945 года Третьяковка, первой из крупных музеев, снова открылась.
Но это будет после. До того, 7 ноября 1942 года, там открылась выставка «Великая Отечественная война» — первая за время войны Всесоюзная художественная выставка.
А зимой 1942 г. в Москве открылась выставка «Пейзаж нашей Родины». Экспонировалось 188 произведений 88 авторов. А ведь фашистов лишь недавно отогнали от столицы…
Летом того же года в Пушкинском музее проходят две выставки: «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» и «Выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны».
Но главное — 2 января 1942 г. открывается «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны».
Первая блокадная зима, самая страшная…
Вот, например, пейзажист Вячеслав Пакулин, всю блокаду проведший в Ленинграде. На этих его пейзажах
нет войны, есть лишь жизнь осажденного города.Ездил он и на фронт за материалами для картин, и участвовал в работах по маскировке военных объектов. И то же делали многие его коллеги…
Владимира Серова, председателя Ленинградского отделения Союза художников, из Ленинграда эвакуировали. Но было это уже в 1943-м. А в самое страшное время он работал в Ленинграде.
Я намеренно не привожу здесь плакатов времен ВОВ. Плакаты — тема отдельная, интереснейшая, но здесь мне хочется показать другую немного сторону войны. Людей, воевавших и живших в то время.
Хотя мимо вот этого я пройти не сумел:
Сергея Мироновича Кирова к тому времени десять лет как нет в живых…
А вот эта работа послевоенная.
Но автор ее, Раиса Дмитриевна Зенькова, войну знала не понаслышке. Была медсестрой, затем снайпером.
А вот рисунки Андрея Гончарова, одного из «Группы трех» (вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым), участника объединения ОСТ.
Андрей Дмитриевич — участник войны. Да, он служил художником и выпускающим редактором журнала «Фронтовой юмор». Но и его сугубо гражданские товарищи, Александр Дейнека и Юрий Пименов, выезжали на фронт.
Гончаров же был в армии. И явно неспроста он награжден медалью «За боевые заслуги»! Да и не только ей…
Войну он видел близко. И по-разному.
Я намеренно старался брать не известные всем, большие и знаменитые картины, а те, что написаны участниками событий. Не обязательно воевавшими, но очевидцами, своими глазами видевшими творившиеся в войну ужасы.
Вот эта вещь написана в 1980 году.
В самое что ни на есть мирное и благополучное время. Но ее автор, Петр Фомин, награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».
Фомин воевал и демобилизовался лишь в 1946 году. И, наверное, очень хорошо понимал, о чем пишет.
Вот одна из многих работ Ивана Каляскина, Заслуженного художника Российской Федерации и практически нашего современника.
В 1935 году Иван Владимирович поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Был призван на военную службу. И окончил учебу… в 1967 году, после увольнения из армии.
Что он делал 25 лет? Летал, воевал с финнами и нацистами, командовал полком. И уже в 1960-м, после окончания службы, подполковник авиации Каляскин вернулся в институт, доучил��я и посвятил себя творчеству.
Это картина Бориса Федорова — механика-водителя, кавалера орденов Славы, Отечественной войны, медали «За отвагу».
Высшее художественное образование он тоже получил после войны.
Участвовал в штурме Рейхстага.
А это работы Ореста Бехтина, совсем уже нашего современника. На фронте он не был по возрасту, лишь в 1943 году поступив в Московскую школу искусств.
Но всю войну Бехтин был в столице. И уже позже создал, в числе прочего, замечательные портреты советских солдат-освободителей.
Кстати, летом 1943-го в Ленинграде открылась «Первая выставка художников-фронтовиков».
Вот пейзажист Николай Тимков, участник почти всех блокадных выставок, защитник Ленинграда.
Зиновий Филиппов тоже хорошо знал, о чем пишет. В Московское художественное училище он поступил в 1946-м. До того было некогда — Зиновий Иванович командовал пулеметной ротой, потом лечился после тяжелого ранения.
А вот его старший современник Юрий Непринцев успел получить диплом до войны. Участвовал в обороне Ленинграда, с 1942 года был художником Политуправления Балтийского флота.
Ленинградец Николай Пильщиков удостоился персональной выставки еще в августе 1941-го. Автор многих плакатов, портретов и иллюстраций, он не оставлял любимого дела и во время войны.
Правда, рисовать старшему лейтенанту авиации приходилось в свободное от боевых вылетов время.
Это — свидетельства очевидца! Кстати, все время блокады в Ленинграде издавались почтовые открытки. Автор некоторых из них — Соломон Юдовин.
А это классический сюжет, «В мастерской художника». Только мастерская эта располагалась в блокадном Ленинграде, где умирающие от голода люди не только оборонялись, не только работали для фронта, но и делали красивое.
Остался в Ленинграде и запечатлел для потомков жизнь блокадного города Алексей Пахомов:
А это — весна 1942 года, когда жители, едва державшиеся на ногах от голода, вычистили город:
А это — блокадный «огород».
И не все дожили до победы. Зимой 1941−42 умерли один из лидеров авангарда Павел Филонов, мозаичист Владимир Фролов, знаменитый иллюстратор сказок Иван Билибин. Ему предлагали эвакуироваться из Ленинграда. Билибин отказался, сказав, что из осажденного города нужно не бежать, а защищать его.
Вот эта иллюстрация считается его последней работой 1941 года.
А это — Ледовое побоище:
И на этом завершим наш очень краткий экскурс в живопись военных лет. Я намеренно старался брать работы, иллюстрирующие мирные моменты военной жизни. Потому что жизнь продолжается. И потому, что война рано или поздно заканчивается, и жить все равно нужно…