Капитан Немо, герой романов «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» — гениальный изобретатель, создавший подводную лодку «Наутилус», на которой он вместе с преданным экипажем бороздит пространство мирового океана. Владычество над подводными глубинами делает Немо неким подобием античного морского божества, Посейдона или Нептуна.
Идея подводной лодки не принадлежала Жюлю Верну. На самом деле попытку сконструировать корабль, который может скрытно передвигаться под водой, предпринимали многие изобретатели и ученые (среди них числится и знаменитый Леонардо да Винчи). А в ходе войны Севера и Юга США впервые произошло боевое применение субмарины, пока еще достаточно примитивной, управляемой ручной тягой и способной лишь на короткое время погружаться под воду.
Но лодка Немо, описанная Жюлем Верном, управлялась электрической энергией и значительно превосходила потенциал научно-технического прогресса своего времени. Одна из главных черт Немо, привлекших внимание к его образу — это таинственность. Тайна и технический прогресс — казалось бы, явления несовместные, поскольку прогресс в большинстве случаев основан на использовании для практических целей закономерностей окружающего мира, открытых наукой: природа ставит загадки, наука же их разгадывает, отодвигая, что называется, «полог тайны». Но разделяли ли эту точку зрения люди XIX века?
Возможно, что в ту эпоху наука была гораздо ближе к мистике, да и в наше время сами фигуры великих изобретателей зачастую окружены неким ореолом загадочности. Что, если их таланты, кажущиеся сверхчеловеческими, и на самом деле являются таковыми не в переносном, а в самом что ни на есть буквальном смысле слова? А если они — не обычные люди, а посланцы некоей высшей цивилизации, решившей поделиться с землянами крохами своих достижений или случайно устроившей своего рода «пикник на обочине», остатки от которого попали в руки удачливых людей, тотчас же поспешивших объявить себя изобретателями и техническими гениями?
Таинственность образа в определенной степени была создана самим Жюлем Верном, хотя возможно, что и неосознанно. Сначала автор хотел сделать Немо европейцем, польским революционером, врагом русского царя. Но потом герой стал индийским принцем Даккаром, одним из предводителей восстания сипаев против поработивших его родину британских колонизаторов, который после поражения повстанцев сумел спастись и обрел свободу в глубинах океана.
— Море не подвластно деспотам. На его поверхности они ещё могут воевать и убивать друг друга, но на глубине десяти футов их власть кончается… Только здесь человек воистину свободен! Только здесь его никто не может угнетать! — заявляет индийский принц, ставший капитаном Немо.
Поднимая с погибших кораблей ценности, капитан передаёт их своим единомышленникам, которые борются за права угнетённых на суше, в том числе греческим повстанцам, воюющим за освобождение от турецкого ига.
Определившись с национальностью героя, Жюль Верн так и не смог определиться с его возрастом. Действие «Двадцати тысяч лье под водой» заканчивается в 1868 году, когда капитан находится в расцвете сил. Однако в завершающем романе «Таинственный остров», события в котором происходят хронологически лишь ненамного позже, Немо показан уже глубоким стариком. Наверное, и сам остров, на котором Немо заканчивает свои дни, не случайно назван «таинственным».
Герой десятой ленты бондианы — «Шпион, который меня любил» — магнат Стромберг (двойник главного злодея сериала Блофельда), стремящийся развязать мировую войну на суше, чтобы заставить людей переселиться под воду, — это тоже клон персонажа Жюля Верна, с той оговоркой, что речь идет об антигерое, своего рода «черном капитане Немо».
И, разумеется, нельзя не вспомнить строчки песни Сергея Шнурова:
Две кости и белый череп — вот моя эмблема…
Называй меня теперь Терминатор Немо!
Использование образа героя романа в массовой культуре — это еще одно свидетельство того, что творчество Жюля Верна представляет собой нечто большее, чем просто приключенческие книги, предназначенные исключительно для подростков.