Каким видели нового человека советские художники?

Реклама
Грандмастер

Александр Самохвалов и «Девушки Метростроя»

Открытый в 1935 году Московский метрополитен оказался не просто значимым транспортным проектом, но проектом политическим. Подземка не только разгрузила дорожную сеть столицы, уже тогда испытывавшую затруднения из-за стремительно растущего пассажиропотока. Нет, это была еще и наглядная демонстрация мощи Страны Советов: мощи индустриальной и силы духа нового советского человека. И конечно, столь значимое событие не могло не отразиться в искусстве.

Не станем даже пытаться охватить необъятное. Давайте посмотрим на всего одно произведение, созданное прямо во время строительства первой линии московского метро. И не просто во время, а непосредственно на стройплощадках.

Речь о серии картин 1934 года «Девушки Метростроя» Александра Самохвалова. Работа совершенно знаковая и одновременно уникальная, стоящая особняком среди других живописных произведений того времени.

Начнём с того, что это даже близко не соцреализм, к тому моменту занявший ведущие позиции в советском искусстве. Хотя Самохвалов (как, например, Александр Дейнека и Юрий Пименов) не был соцреалистом, что не мешало ему быть успешным и востребованным художником.

Реклама

Александр Самохвалов родился в 1895 году в Бежецке Тверской губернии. Учиться живописи будущий художник начал в Техническом училище. Правда, его оттуда выгнали вроде бы за некое участие в революционном движении (что в то время неудивительно).

Но, видимо, рисовать научился. Как бы иначе он поступил в 1914 году на архитектурный факультет Высшего художественного училища?

Реклама
Тогда же он перебирается в Петербург, где проживёт всю жизнь.

Впрочем, архитектором Александр не стал — кажется, он с самого начала хотел стать именно живописцем. И еще — он увлекается русской иконой. А после революции и закрытия Академии Самохвалов доучивается в Свободных художественных мастерских у знаменитого Кузьмы Петрова-Водкина, активнейше использовавшего в своей живописи иконописные мотивы.

Реклама

Увлечение иконописью очень серьезно отразится и в живописи Самохвалова.

В 1923 году он заканчивает ВХУТЕМАС и активно включается в культурную жизнь страны. Одной из самых востребованных тем в живописи Страны Советов стали образы новых людей и людей труда.

Самохвалов поработал, наверное, во всех возможных областях, где требовался труд художника: станковой живописи, панно, книжной иллюстрации, росписи фарфора, скульптуре, плакате.

Реклама

Например, это — панно «Хлопок» размером 3×7 метров для павильона ВСХВ/ВДНХ.

А вот плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет!». Кажется наивным? А вот европейским экспертам, присудившим этой работе Золотую медаль Парижской выставки 1925 года, так не казалось.

Реклама

А в начале 1920-х, возможно, Самохвалов приложил руку и к этим фрескам. Нет, он их не писал, он участвовал в реставрации росписей Георгиевского собора в Старой Ладоге. Идеология — идеологией, а культурное достояние — это достояние всего народа!

Но, кажется, мы собирались поговорить о метро… В 1932-м Самохвалов (к тому времени давно уже ленинградец) приезжает на строительство Московского метрополитена. Приезжает работать, запечатлеть строителей нового мира и дух времени.

Он писал такое и раньше… Вот, например, его «Щебенщики» или знаменитая «Кондукторша».

Реклама

По-моему, очень эмоциональные и выразительные экспрессионистские работы.

Реклама

Кстати, работая над «Кондукторшей», Самохвалов ориентировался на… образ Богородицы Оранты.

Или самый известный из его портретов — «Девушка в полосатой футболке». Между прочим, Гран-При Всемирной выставки 1938 года.

В общем, женских портретов Александр Николаевич писал много. Появившаяся в результате замечательная серия «Метростроевки» (или «Девушки Метростроя») — это не портреты, а обобщенные образы.

Реклама

Но серия «Девушки Метростроя» (или «Метростроевки») выделяется среди других его работ, да и не только его. Десять небольших акварелей, размерами всего 45×28 см, работу над которыми Александр Николаевич завершил в 1934. Это один из знаковых проектов советского искусства живописи, буквально документ эпохи.

Реклама
Реклама

Сам автор рассказывал, что девушки ему не позировали и даже не знали, что за процессом их работы наблюдает художник. Наблюдал, почти не зарисовывая — слишком динамично все происходило. И уже в мастерской, по памяти, рисовал то, что удалось «ухватить».

Так что «Девушки Метростроя» — это не портреты, а обобщенные и очень выразительные образы. Безусловно, прославляющие труд. И столь же очевидно эротичные.

Реклама

И даже грубая и брутальная одежда этому не мешает: налитые силой тела прямо-таки проступают из-под робы. Это, к слову, для тех, кто любит вспоминать, что «в СССР не было секса». При том, что «Метростроевки» — памятник самого что ни на есть расцвета и коммунистической идеологии, и пресловутого тоталитаризма.

Это время «большого террора» и одновременно «закручивания гаек» для мастеров искусств. И «Метростроевки» — не вещь, написанная «в стол», это официальное советское искусство от именитого художника. Серия была представлена в 1935 году и тогда же опубликована в журнале «Искусство».

Реклама

Интересно здесь вот что… Нет, не так. Интересно здесь всё. И в том числе не совсем очевидная отсылка к классике.

Вот, например, миниатюра «Перед душем».

Реклама

А это, не исключено, что прототип.

И еще спадающая складками ткань одежды на самохваловских метростроевках тоже, как мне кажется, что-то напоминает…

Реклама

Вот еще похожее:

Реклама

И то, на что это похоже:

Вот еще перекликающиеся мотивы:

Реклама
Реклама

Эти отсылки к классике ничуть не противоречат утверждениям автора, что он воспроизводил обобщенные образы в динамике, движении, деятельности.

«Девушек метростроя» иногда называют «советскими богинями». И ведь неспроста! Ведь греки и римляне тоже своих богов не видели. Что не мешало им создавать прекрасные образы, выражающие суть, идею. То же самое делает и Самохвалов, заодно иллюстрируя преемственность и эволюцию: от классических богов древних — к образам богов труда, созидающим современный мир.

Реклама

А в 1937 году две миниатюры этой серии Самохвалов пишет маслом в большом, 2×1,3 метра, формате.

Реклама

Пишет с некоторыми изменениями. Или доработками? Теперь метростроевка стоит у бетоньерки в, может быть, более естественной позе. А «одев» вторую девушку в футболку, художник, кажется, лишь прибавил ей привлекательности.

Вот такая она, воплощенная в труде сила и красота молодой Страны Советов, строящей новую жизнь.

Реклама