Не станем даже пытаться охватить необъятное. Давайте посмотрим на всего одно произведение, созданное прямо во время строительства первой линии московского метро. И не просто во время, а непосредственно на стройплощадках.
Речь о серии картин 1934 года «Девушки Метростроя» Александра Самохвалова. Работа совершенно знаковая и одновременно уникальная, стоящая особняком среди других живописных произведений того времени.
Начнём с того, что это даже близко не соцреализм, к тому моменту занявший ведущие позиции в советском искусстве. Хотя Самохвалов (как, например, Александр Дейнека и Юрий Пименов) не был соцреалистом, что не мешало ему быть успешным и востребованным художником.
Александр Самохвалов родился в 1895 году в Бежецке Тверской губернии. Учиться живописи будущий художник начал в Техническом училище. Правда, его оттуда выгнали вроде бы за некое участие в революционном движении (что в то время неудивительно).
Но, видимо, рисовать научился. Как бы иначе он поступил в 1914 году на архитектурный факультет Высшего художественного училища?
Впрочем, архитектором Александр не стал — кажется, он с самого начала хотел стать именно живописцем. И еще — он увлекается русской иконой. А после революции и закрытия Академии Самохвалов доучивается в Свободных художественных мастерских у знаменитого Кузьмы Петрова-Водкина, активнейше использовавшего в своей живописи иконописные мотивы.
Увлечение иконописью очень серьезно отразится и в живописи Самохвалова.
В 1923 году он заканчивает ВХУТЕМАС и активно включается в культурную жизнь страны. Одной из самых востребованных тем в живописи Страны Советов стали образы новых людей и людей труда.
Самохвалов поработал, наверное, во всех возможных областях, где требовался труд художника: станковой живописи, панно, книжной иллюстрации, росписи фарфора, скульптуре, плакате.
Например, это — панно «Хлопок» размером 3×7 метров для павильона ВСХВ/ВДНХ.
А вот плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет!». Кажется наивным? А вот европейским экспертам, присудившим этой работе Золотую медаль Парижской выставки 1925 года, так не казалось.
А в начале 1920-х, возможно, Самохвалов приложил руку и к этим фрескам. Нет, он их не писал, он участвовал в реставрации росписей Георгиевского собора в Старой Ладоге. Идеология — идеологией, а культурное достояние — это достояние всего народа!
Но, кажется, мы собирались поговорить о метро… В 1932-м Самохвалов (к тому времени давно уже ленинградец) приезжает на строительство Московского метрополитена. Приезжает работать, запечатлеть строителей нового мира и дух времени.
Он писал такое и раньше… Вот, например, его «Щебенщики» или знаменитая «Кондукторша».
По-моему, очень эмоциональные и выразительные экспрессионистские работы.
Кстати, работая над «Кондукторшей», Самохвалов ориентировался на… образ Богородицы Оранты.
Или самый известный из его портретов — «Девушка в полосатой футболке». Между прочим, Гран-При Всемирной выставки 1938 года.
В общем, женских портретов Александр Николаевич писал много. Появившаяся в результате замечательная серия «Метростроевки» (или «Девушки Метростроя») — это не портреты, а обобщенные образы.
Но серия «Девушки Метростроя» (или «Метростроевки») выделяется среди других его работ, да и не только его. Десять небольших акварелей, размерами всего 45×28 см, работу над которыми Александр Николаевич завершил в 1934. Это один из знаковых проектов советского искусства живописи, буквально документ эпохи.
Сам автор рассказывал, что девушки ему не позировали и даже не знали, что за процессом их работы наблюдает художник. Наблюдал, почти не зарисовывая — слишком динамично все происходило. И уже в мастерской, по памяти, рисовал то, что удалось «ухватить».
Так что «Девушки Метростроя» — это не портреты, а обобщенные и очень выразительные образы. Безусловно, прославляющие труд. И столь же очевидно эротичные.
И даже грубая и брутальная одежда этому не мешает: налитые силой тела прямо-таки проступают из-под робы. Это, к слову, для тех, кто любит вспоминать, что «в СССР не было секса». При том, что «Метростроевки» — памятник самого что ни на есть расцвета и коммунистической идеологии, и пресловутого тоталитаризма.
Это время «большого террора» и одновременно «закручивания гаек» для мастеров искусств. И «Метростроевки» — не вещь, написанная «в стол», это официальное советское искусство от именитого художника. Серия была представлена в 1935 году и тогда же опубликована в журнале «Искусство».
Интересно здесь вот что… Нет, не так. Интересно здесь всё. И в том числе не совсем очевидная отсылка к классике.
Вот, например, миниатюра «Перед душем».
А это, не исключено, что прототип.
И еще спадающая складками ткань одежды на самохваловских метростроевках тоже, как мне кажется, что-то напоминает…
Вот еще похожее:
И то, на что это похоже:
Вот еще перекликающиеся мотивы:
Эти отсылки к классике ничуть не противоречат утверждениям автора, что он воспроизводил обобщенные образы в динамике, движении, деятельности.
«Девушек метростроя» иногда называют «советскими богинями». И ведь неспроста! Ведь греки и римляне тоже своих богов не видели. Что не мешало им создавать прекрасные образы, выражающие суть, идею. То же самое делает и Самохвалов, заодно иллюстрируя преемственность и эволюцию: от классических богов древних — к образам богов труда, созидающим современный мир.
А в 1937 году две миниатюры этой серии Самохвалов пишет маслом в большом, 2×1,3 метра, формате.