Любимые герои приключенческих книг. Почему индеец Чингачгук назван «последним из могикан»?

Реклама
Грандмастер

Индеец Чингачгук, «последний из могикан», и его друг, охотник и следопыт Натаниэль (Натти) Бампо — герои серии историко-приключенческих романов американского писателя Джеймса Фенимора Купера.

Действие самого популярного романа Купера «Последний из могикан» происходит в 1757 году, в разгар Семилетней войны — масштабного конфликта, действие которого разворачивалось не только на европейском континенте, но и в Америке и Азии. Английский гарнизон, защищавший форт Уильям-Генри, сдал крепость и был выпущен на свободу их французскими противниками. Однако, нарушив заключенное соглашение, с молчаливого согласия французов их союзники, индейцы-гуроны, вырезали несколько сотен отпущенных солдат и поселенцев, участвовавших в защите форта.

В основе сюжета книги — история о том, как Натти Бампо вместе с друзьями, индейцами из племени могикан — Чингачгуком и его сыном Ункасом, сделали попытку спасти дочерей британского полковника Манро, преследуемых гуронами во главе со злобным вождем Магуа, движимым чувством кровной мести в отношении британского командира.

Реклама

На первый взгляд кажется, что главным персонажем является «бледнолицый» Натти Бампо, англичанин по происхождению, как меткий стрелок, получивший среди индейцев прозвище Соколиный глаз. Но внимание большинства читателей приковано к представителю другой, незнакомой нам культуры — туземцу Чингачгуку.

Реклама

Кто же он такой, этот индеец из племени могикан? Чингачгук, подобно другим героям, «сошедшим со страниц» приключенческих романов — супергерой. Он храбр и отважен, как и положено индейскому воину. Но в отличие от предводителя гуронов Магуа, которым двигают первобытные инстинкты, он мудрый, справедливый и добрый человек. Как и положено настоящему вождю, он осмотрителен, дальновиден и хорошо разбирается и в людях, и в природе вещей.

Имя Чингачгук («Великий Змей»), не означает, что он и в самом деле змея; нет, его имя говорит, что ему известны все извороты, все уголки человеческой природы, что он молчалив и умеет наносить своим недругам удары в такие мгновения, когда они совсем этого не ожидают, — пишет Фенимор Купер.

Реклама

Скорее всего, этот персонаж не имел своего конкретного прототипа, а являлся воплощением популярной в XVIII веке возвышенной идеи «благородного дикаря». Авторы эпохи просвещения, в первую очередь

Реклама
Жан-Жак Руссо (1712−1778 гг.), которого называли предтечей Великой французской революции, в своих произведениях всячески превозносили благородство людей, гармонично живущих «в природном состоянии» (в том числе американских индейцев), противопоставляя их испорченным цивилизацией людям нарождающейся буржуазной эпохи.

Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека (имеется ввиду, разумеется цивилизованный человек)…Он все ставит вверх дном, все искажает. Он любит безобразие, уродов, отворачивается от всего естественного, и даже самого человека надо выдрессировать для него, как манежную лошадь, не коверкать на его лад, подобно садовому дереву.

Реклама

Так писал Руссо в своем трактате «Эмиль, или О воспитании».

Индейцы, чья жизнь происходила в условиях борьбы за существование и постоянных конфликтах, были, вне всякого сомнения, стойкими и отважными людьми. Но суровость окружающей жизни рождала в них такие черты, как воинственность, жестокость и мстительность (качества, воплощенные в образе гурона Магуа, главного антигероя голливудского фильма «Последний из могикан»).

Чингачгук — не типичный, а скорее идеализированный образ индейца, воплотившийся в литературный образ «благородный дикарь» Руссо, во всех отношениях превосходящий и своих врагов — жестоких гуронов, и людей, испорченных цивилизацией и культурой — коварных французов, закрывших глаза на зверства их туземных союзников, британского полковника Манро, который готов принести в жертву семьи американских поселенцев ради победы британской армии, или белых охотников за скальпами.

Реклама

Натти Бампо тоже храбр, умен и благороден. Но не будем забывать, что этот человек — побратим Чингачгука, и он стал героем потому, что долго жил среди индейцев и проникся их добродетелями.

Реклама

Был ли Чингачгук на самом деле последним из своего племени? Это племя в середине XVIII века, когда происходит действие романа, действительно вымирало, как и множество других индейских племен. Но к счастью, могикане не исчезли окончательно и в настоящее время в штате Висконсин, в резервации (а возможно, и в других штатах) проживает более полутора тысяч потомков этой народности.

Почему же Чингачгук назван последним из могикан?

Индейцы во множестве умирали от войн, голода и болезней, принесенных белыми людьми. Их культура приходила в упадок, да и сам их образ жизни начал постепенно исчезать под напором «понаехавших» белых людей.

Потомки племени могикан стали протестантами и говорят на английском языке. Многие старинные обычаи или утрачены, или превратились в формальные обряды, служащие для развлечениям заезжих туристов.

Реклама

Тот факт, что Чингачгук назван «последним из племени» символизирует исчезновение языка, обычаев и образа жизни коренных жителей Старого света, равно как и множества других самобытных древних культур, под напором европейской цивилизации.

Реклама

Конечно, движение человечества по пути прогресса и развития технологий имеет свои несомненные плюсы, потому что помогает решать многие проблемы, связанные с удовлетворением материальных потребностей, бытом, безопасностью и здоровьем. И все-таки, даже приобретая новые блага, люди всегда что-то теряют, потому что любой выбранный путь развития, пусть даже он и кажется нам в данный момент оптимальным, всегда отсекает другие альтернативы, которые, возможно, мы просто не сумели в свое время оценить.

Жизнь в гармонии с природой, которую вели когда-то индейцы, неиерархическое общество, в котором практически нет имущественного и социального расслоения — это вещи, значимость которых нам, несомненно, стоит попытаться глубже исследовать и лучше понять.

Реклама