Капитан Флинт из «Острова сокровищ». Кто был его прообразом?

Реклама
Грандмастер
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса.
Стихи П. Когана

Капитан Джон Флинт был капитаном корабля «Морж» в романе Стивенсона «Остров сокровищ». Из статьи вы узнаете, кто из исторически известных пиратов мог стать прототипом образа этого интересного персонажа.

Многие люди старшего поколения наверняка помнят строки из популярной песни «Бригантина поднимает паруса»: «Вьется по ветру веселый Роджер, люди Флинта песенку поют». Что за песню поют морские пираты, догадаться нетрудно — почти наверняка наверняка это:

Пятнадцать человек на сундук мертвеца,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведет до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Песню эту, которая называется «Страсти Билли Бонса», Стивенсон не придумал, она и в самом деле была своего рода музыкальным хитом для моряков XVIII века. Заметим, что «сундук мертвеца» — это на самом деле никакой не сундук или рундук, а маленький островок вблизи Кубы, на который капитан Эдвард Тич (он же Черная борода) высадил моряков (видимо, пятнадцать?), задумавших поднять мятеж. К слову, писатель сделал самого Билли Бонса (предполагаемого автора этой песни) одним из героев своей книги.

Реклама

Смотреть всё

Несмотря на ностальгию по героическим временам, которую навевают строки песни, капитан Флинт в книге Стивенсона показан не отважным искателем приключений, морским Робин Гудом, а кровожадным и жестоким пиратом.

Его корабль под названием «Морж» был «насквозь пропитан кровью, а золота на нём было столько, что он чуть не пошёл ко дну, — пишет автор «Острова сокровищ».

Реклама

Именно Флинт зарыл на необитаемом острове в Карибском море клад, на поиски которого и отправились герои романа, при этом убив всех моряков, которые помогали ему прятать сокровища и, стало быть, знали, где они находятся.

Стивенсон, как и Дюма, достаточно вольно обращался с историей и хронологией и на несколько десятилетий сместил временные рамки событий, происходящих в его книге. Действие «Острова сокровищ» происходит в середине XVIII века. Флинт же погиб несколькими годами ранее, вскоре после того, как зарыл клад.

Но на самом деле к этому времени «Золотая эра» пиратства на Карибском море уже давно закончилась, и есть серьезные основания полагать, что прототипом капитана был кто-то из вождей флибустьеров, действовавших в первые два десятилетия века. Эксперты полагают, что им, скорее всего, был знаменитый пират

Реклама
Эдвард Тич по прозвищу Черная борода.

Между историей Черной бороды и Флинта имеется ряд параллелей.

Реклама

  • Как пишет Стивенсон, Флинт умер от белой горячки в городке Саванна (штат Джорджия), который находится неподалеку от места гибели Тича.
  • Черная борода погиб, как и полагается отважному джентльмену удачи, в морском сражении у острова Окракок; после битвы на его теле было обнаружено 5 пулевых и 20 сабельных ранений.

Израэль Хэндс, один из героев «Острова сокровищ», был на самом деле реальной фигурой — старшим помощником на корабле Эдварда Тича. Незадолго до решающего сражения во время одной из попоек капитан ранил его в ногу выстрелом из пистолета, причем сделал это без всякого повода со стороны Хэндса. Когда Тича спросили, зачем он сделал это, тот, как рассказывает Чарльз Джонсон, ответил:

Реклама

— Если я не буду убивать время от времени кого-нибудь из своих людей, они забудут, кто я такой.

На самом деле этот инцидент спас Хэндсу жизнь. Из-за своего ранения он не участвовал в сражении, однако позднее был арестован и приговорен к повешению, после чего запросил у властей прощения, которое было ему даровано. Судя по всему, ему была уготована судьба слепого пирата Пью из «Острова сокровищ»: «Он жив до сих пор и добывает пропитание нищенством в Лондоне», — писал капитан Чарлз Джонсон, автор «Всеобщей истории пиратства».

Реклама

Джонсон писал, что Тич отрастил свою черную бороду «до невероятной длины» (отсюда и прозвище — Черная борода)… При этом он

заплетал ее в косички, перевивая их лентами… и накручивал сии косички себе на уши… Во время боя он цеплял через плечо на манер бандальеры ружейный ремень, с коего свисали три пары пистолей в кобурах, и засовывал под края шляпы зажженные спички, и когда они с двух сторон освещали его лицо, глаза его казались воистину свирепыми и дикими, и все это, взятое вместе, придавало ему такой вид, что воображение людское не могло бы породить адской фурии, чей облик был бы более пугающим.

И добавлял:

Если обличьем он походил на фурию, то причуды его и страсти были под стать тому облику.

Реклама

Под именем капитана Чарльза Джонсона, автора «Всеобщей истории морских разбойников», скрывался, с высокой долей вероятности, писатель Даниэль Дефо. И значительная часть сведений о внешнем образе и обычаях Черной бороды взята из его сочинений.

Конечно, Дефо использовал рассказы очевидцев, но едва ли стоит сомневаться в том, что писатель (разумеется, если предположить, что это был он) преувеличивал и приукрашивал свои рассказы изрядной долей вымысла. Некоторые историки придерживаются мнения, что инфернальная жестокость и агрессия знаменитого пирата была сильно преувеличена, в реальности же Тич был, в первую очередь, пиарщиком и талантливым шоуменом, и целью его манипуляций с внешностью, равно как и рассказов о совершенных им чудовищных зверствах, было устрашение потенциальных жертв.

Реклама

«Клад Флинта», который нашли герои «Острова сокровищ», составлял колоссальную по тем временам сумму — 700 тыс. фунтов стерлингов.

Реклама

Возможно, на мысль о нем Стивенсона навел следующий эпизод из сочинения капитана Джонсона:

В ночь перед тем, как его (Тича) убили, он уселся и пил до утра с некоторыми из своих людей и шкипером торгового судна… один из его людей спросил его, на случай, если с ним что-нибудь случится в сражении с шлюпами, знает ли его жена, где он закопал свои деньги? Он отвечал, что ни одно живое существо, кроме него самого и дьявола, не знает, где они, и тот из них двоих, кто проживет дольше, возьмет все.

Пиратские клады и спрятанные сокровища действительно существовали, однако слухи о них в большинстве случаев являются преувеличением или выдумкой.

Конечно, пираты не имели возможности положить деньги в банковские сейфы или открыть счет в «офшорах» (их в наше время на островах Карибского моря хватает), и поэтому иногда действительно закапывали клады на необитаемых островах, используя их как схрон или своего рода «природный сейф».

Реклама

Но, во-первых, добыча в большинстве случаев была не так уж и велика (особенно с учетом того, что ее приходилось делить на весь трудовой коллектив пиратского судна), а во-вторых, она часто состояла из продуктов или товаров, которые просто не имело смысла где-то закапывать.

В большинстве же случаев джентльмены удачи продавали за бесценок награбленное добро и быстро тратили полученные деньги, прогуливая их в притонах и борделях приморских городков, потому что отлично понимали, что при их профессии и образе жизни следующий день может и не наступить.

Реклама