Всё, что нас окружает — своеобразные компоненты природы, как пазлы, дополняющие друг друга, формирующие целостную неделимую систему, над которой возвышается человек. Именно он стоит над чашами весов, именно в его руках сосредоточена вся сила. Поэтому, безусловно, жизненно необходимо уметь направлять её в нужное русло, а точнее на восстановление того непоколебимого чистого мира, что мы имели когда-то.
Как это сделать? Что нам нужно предотвратить/изменить? На все эти вопросы можно получить ответы, прочитав работу известного австрийского биолога Конрада Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Перейдём к непосредственному анализу его труда.
Из оптимистического предисловия, которое виднеется в самом начале произведения, можно сделать вывод о том, что работа представляет собой проповедь-учение, напечатанное с целью найти отклик в сердцах других людей, повлиять на ход событий.
Забавна манера подачи материала Лоренцом. Автор через призму этологии (наука об изучении поведения животных и человека) оценивает состояние окружающего его мира. В этом ему помогает также теория эволюции Ч. Дарвина, основные положения которой можно проследить в тексте. С первой же главы читатель познаёт фундамент, биологическую основу, с которой начинаются все рассуждения автора.
Лоренц формирует такие основные мысли: органическая система устроена по такому же принципу, как и наш мир. Нарушение её функций, появление аномалий, заболеваний сопоставимо появлению в мире того, что противоречит его же существованию. Наряду с этим очень важно понимать:
Патологическое расстройство не только не является непреодолимым препятствием при анализе органической системы, но очень часто даёт ключ к её пониманию.
Исходя из слов мыслителя, это значит то, что «расстройства мира» помогают нам в полной мере познать его и выработать определённую стратегию поведения для выхода из болезненного состояния.
Итак, приняв всё вышенаписанное во внимание, стоит перейти к основной части работы К. Лоренца, где он описывает 8 основных аномалий в развитии человечества.
Первое, на что падает наш взгляд — перенаселение. Совершенствование медицины, изобретение новой техники и многое другое, безусловно,
делает жизнь каждого отдельного человека проще, комфортнее, но пагубно влияет на общество в целом. По мнению Лоренца, перенаселение — противоположность свободе, бодрости, дружелюбию и открытости. Это значит «задохнуться в самом себе». Это путь к прямой агрессии, девиантному поведению, стремлению уединиться, отдалиться ото всех.
Человек, живущий в большом скоплении людей, просто не осознаёт всю ценность общения, теплых человеческих отношений, порой его даже это тяготит. Он не может уделять внимание и любить всех, поэтому неизбежно приходится ограничивать круг общения. Другая же атмосфера царит в какой-либо отдалённой местности, глуши, где к каждому прохожему будут относиться как к родному человеку.
Опустошение жизненного пространства. Здесь автор отмечает тот факт, что природа исчерпаема. Идут рассуждения о приспособлении живого к своему окружению, взаимодействии между особями, медленном изменении экологической среды животных по сравнению с человеком. Но основной акцент сделан на том, каким образом человек лишает себя жизненного пространства.
И опять же во всём виновны современные технологии и люди, что в спешке предпринимают необдуманные решения. Вырубка лесов, нерациональное использование ресурсов, строительство однотипных домов, всякие водопроводы и прочие ноу-хау губят мир, наносят ущерб не только окружающей среде, но и лишают человека возможности восхищаться нетронутой природой: звёздным небом над головой, прозрачным ручейком, зелёной лужайкой. Коротко говоря:
Цивилизованное человечество готовит себе экологическую катастрофу, слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу.
Эту ошибку, при осознании, необходимо исправлять. Ведь чем дальше мы движемся, тем большую отчуждённость и неуважение к природе будем испытывать.
Бег наперегонки с самим собой. «Человек человеку хищник» — цитата, что отражает весь смысл, заключенный в этом отрывке. В основе всех бед лежит жёсткая конкуренция: подавить, обогнать и опередить соперника при помощи любых средств. Основные виновники конкуренции есть мотивы: жажда денег и сохранение времени.
Страх играет также огромную роль, ведь он усиливает борьбу и отрицательно сказывается на здоровье человека. Спешка, постоянная суета убивают способность к рефлексии, порождают боязнь человека оставаться наедине с собой. Вывод:
Люди страдают от нервных и психических нагрузок, которые им навязывает бег наперегонки со своими собратьями.
Тепловая смерть чувства. В основе проблемы лежит избегание такого состояния, как неудовольствие и стремление к удовольствию, хотя они должны находиться в равновесии. Опять же всему виной благоприятные условия, из которых не хочет вылезать человек. Как следствие — такая личность характеризуется вялостью, ощущением скуки, пониженной трудоспособностью.
Нетерпимость к неудовольствию — гладкая плоскость. Необходимым условием преодоления данной проблемы являются естественные препятствия, что поставят человека на место. Но это только половина дела. Важно
Довести до общего сведения существование этих препятствий.
Генетическое вырождение. В основе лежит такой вопрос: «Может ли человек, имея соответствующую генетику, стать паразитом социального общества?» Преступность, по мнению Лоренца, может быть связана или с генетикой, или с воспитанием, и в этом необходимо разбираться. Автор отмечает, что есть шанс реабилитации человека, имеющего врождённые дефекты.
Он также высказался по поводу «бунтующей» молодёжи, предположив, что их инфантильность тоже может быть взаимосвязана с генетикой. И, по-моему, главная мысль, описанная Лоренцом в конце рассуждений:
Нет никаких факторов, кроме «естественного правового чувства» и некоторых унаследованных правовых традиций, которые могли бы производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения.
Разрыв с традицией. Конечно же, Лоренц не сразу толкует суть проблемы, он начинает издалека. Для начала сравнивает развитие человеческой цивилизации и филогенез организмов, приходя к выводу, что первое происходит быстрее. А также отмечает то, что отбор, связанный с формированием культуры, менее строгий, чем отбор при изменении вида.
Осуществим, пожалуй, плавный переход к основной идее. Конфликт между культурными группами, связанный с различными ценностями — зеркальное отражение вечной проблемы вражды поколений родителей и детей. Лоренц выделил несколько важных причин, с чего начинается буря:
Приспособительные изменения культурного наследия становятся от поколения к поколению все больше.
То есть в наше время большинство молодых людей считает большинство родительских ценностей устаревшими, пытается на пустом месте сотворить некую новую культуру. В древности же многие попросту даже не могли отделить свою личность от отцовской.
Вторая причина — расстройство, начинающееся с самого детства, связанное с недостатком внимания, как следствие — выпадением образов матери и отца. Теряется авторитет, уважение, что необратимо вскоре приводит к «войне поколений».
Индоктринируемость. Идея в том, что человек постепенно теряет индивидуальность, формируются рамки, сковывающие его действия. Безусловно, унификация взглядов, мыслей — это то, чему нужно противостоять, ведь это основа манипулирования большими массами людей. Человек, что противостоит этой системе, является белой вороной. Яркий тому пример, ��е теряющий актуальность и по сей день — СМИ.
Ядерное оружие. Эта завершающая список проблема, которая, по мнению автора, менее опасная, так как её легче избежать. Тут всё предельно просто:
надо её попросту не изготавливать или не сбрасывать… Величайший вред, который ядерная угроза уже сейчас причиняет человечеству и который остаётся даже в самом благоприятном случае, состоит в том, что оно создаёт общее «настроение конца света».
В заключение я бы хотела подвести итог. По моему мнению, все 8 грехов, описанные Лоренцом, актуальны для нашего времени, и, думаю, в будущем они не потеряют значимости, ведь от этого всего так трудно избавиться. Конечно, я бы посоветовала прочитать эту книгу молодёжи, потому что только понимание проблем и их пропускание через себя впоследствии даст свои плоды.
Некоторые вещи я, будучи автором, подкорректировала бы: исключила бы теорию эволюции, писала по сути, не размазывая тему. Но основа восьми грехов останется нетронутой, в этом случае мне нечего добавить. К. Лоренц, несомненно, такой человек, которому не безразлично будущее человечества и нашей планеты, он изо всех сил старался донести основной смысл до преданных ему читателей.