Хендрик ван Миндерхоут. Как художник показал Шествие в Антверпене?

Реклама
Грандмастер

В 1585 году Антверпен после долгой и упорной борьбы был взят войсками испанского полководца Александра Фарнеззе. Это означало, что государственной религией становится католицизм. Александр Фарнезе своими приказами остановил грабежи и дал четыре года протестантам на уход из города. Столетие этого события было отмечено в Антверпене шествием Христа-Спасителя.

Эта картина в 1872 году была передана музею Прадо в Мадриде из собрания бывшего мадридского монастыря Тринидад — Кальсада. О ее происхождении сведений в открытом доступе нет: ни кто ее заказал, ни где она находилась до того, как попала в коллекцию монастыря. И неизвестно, был такой праздник или это фантазия художника.

Точная дата написания этой картины неизвестна, она датируется 1687−88 годами.

Действие происходит на Гроенплац в Антверпене, где стоит громадная ротонда (под ее крышей, видимо, проходило богослужение). На заднем плане возвышается башня собора Богоматери.

Центр шествия — роскошно украшенная ротонда высотой около 15 метров на пирамидальном основании высотой около 2 метров. Купол ее опирается на 24 колонны с коринфским ордером.

Реклама

Купол ротонды украшен гербом испанских Нидерландов, по сторонам которого развевается лента с латинской надписью «ANNO MDCLXXXV AUGUSTI XXVII» (27 август, 1585 год). Над гербом — овальное окно с флагом Нидерландов. В навершии колонн с левой и с правой сторон установлены урны с фейерверками. Над куполом в сияющем облаке — фигура в папской тиаре, в правой руке которой — скипетр, в левой — держава (может быть, символическое изображение папы Римского как верховного правителя христианского мира).

Реклама

Внутри ротонды алтарь (слева) и крест с фигурой распятого Христа. По обеим сторонам распятия стоят высокие (приблизительно полтора метра) свечи. Возле алтаря стоит прелат, прямо перед распятием — вельможа с жезлом (скорее всего — распорядитель). Справа от распятия на возвышении видна еще одна фигура — возможно, там располагаются певчие (а зритель снаружи видит регента хора). Надпись на картуше, помещенном на архитраве ротонды, гласит, что город Антверпен посвящает это сооружение Христу-искупителю.

По лестнице поднимается процессия: во главе — восемь монахов-францисканцев в коричневых робах, за ними в черных одеяниях, в париках и со шпагами — городское дворянство. С обеих сторон лестницы — фонтаны, из которых вода бьет на пять метров.

Реклама

В левой нише под балюстрадой художник изобразил жестокого бога войны Ареса (он как бы пляшет на огне). В правой нише под балюстрадой две женщины заливают костер: у той, что слева, в руке кувшин с текущей из него водой.

Реклама

На лестнице слева выстроились священники в белых одеяниях. Позади них вдоль стен домов стоят состоятельные горожане: и городские гвардейцы, и дамы с детьми. Что художник изобразил в нише дома — непонятно, но похоже на пекарню. И против нее стоит юноша с протянутой в ее сторону шляпой — возможно, он просит ему что-то продать (или подать).

На переднем плане справа мужчина склонился в поклоне — видимо, в карете прибыло важное лицо. Поодаль — городской люд, наблюдающий за церемонией.

Слева — небольшая толпа зрителей. Гряда черных пятен перед ней — шапки гвардейцев, охраняющих порядок. Ближе к зрителю — кто побогаче, кто победнее. Здесь же — конники. Перед одним из них на коленях стоит бородатый бедняк (не исключено, что он хотел вручить кому-то из правителей свое прошение, но был остановлен стражей).

Реклама

Ближе к зрителю — карета, из которой спускается дама, галантный мужчина подает даме руку. Лакей в это время что-то приводит в порядок на крыше кареты.

Еще одна группа — дети со служанкой, которая дает им угощенье, купленное здесь же. Торговка сидит за столиком, а проворный воришка тащит у нее товар. Слева от стола — драка: один лежит, а двое его лупят.

Реклама

Сюжет картины дает представление о подготовке к шествию. Видимо, оно начнется через короткое время — прибыли все важные персоны…

P. S. У читателя может возникнуть вопрос: а зачем нужно было строить такое сооружение? И сколько оно должно было жить (арки были деревянными)? Точного объяснения этому нет, но поскольку властители были военачальниками и католиками, они захотели, чтобы их чествовали как древнеримских полководцев (к примеру, в Риме есть арка Тита). Кто положил начало сооружениям такого рода, установить не удалось. Достоверно то, что Рубенс в течение жизни проектировал и оформлял арки по случаю прибытия в Антверпен важных королевских особ. Его друг Гаспар Гевертс подробно описал эти арки.

Реклама