Добро пожаловать в Кокань, мифическую страну средневековой Европы. Кокань — французское название, у немцев это Шлараффия, голландцы мечтали о Лейлеккерланде.
У каждого народа была своя страна изобилия, вспомните легенду о Беловодье. В русских сказках тоже есть узнаваемые объекты: те самые молочные реки и кисельные берега и скатерти-самобранки.
Наибольшего расцвета фантазийная страна достигла в XVI−XVII веке, но уже в XIII веке в немецкой литературе упоминается это благословенное место. А в XX веке о Шлараффии выйдут фильмы, о ней будут ставить спектакли.
О землях изобилия мечтали еще с античных времен, но именно в Средневековье возникла первая настоящая утопия. На Юге Франции есть даже местность с названием Кокань. Когда-то там разводили шелковичного червя и создавали краску для ткани, благодаря чему в XV−XVI веках этот край стал процветающим. По одной из версий, Шлараффия находится в Альпах.
В XII−XV веках существовали сотни устных текстов о Кокани и Шлараффии, наиболее известный, записанный на старофранцузском — «Фаблио про Кокань». В нем указывается, что в этой стране каждый может брать все, что захочется, и это относится не только к пище и одежде, но и женщинам, и мужчинам. В этой стране нет войн, а праздники длятся месяцами. В «Декамероне» Боккаччо один из героев рассказывает небылицу, в которой возвышается гора из тертого сыра, виноградные лозы подвязывают сосисками и бьет источник вкуснейшего вина.
В XVI−XVII веках народные сказания и сюжеты на тему удивительного края показывали во время народных гуляний. Его визуализировали художники того времени, так Питер Брейгель в 1567 году написал «Страну лентяев». На картине изображены три фигуры: крестьянина, воина и клирика, отдыхающих после сытной трапезы на фоне черепицы из выпечки, поросенка с ножом и жареного гуся на тарелке.
Но как же попасть туда?
За Рождеством — всего 3 мили!
Но чтоб ее вы посетили,
Имеется одна преграда:
Проесть вам гору каши надо…
3 мили этот путь длиной…
(Сакс «Страна лентяев»)
Местоположение заветной страны постоянно менялось. Так испанцы и итальянцы помещали ее на острове в океане, а кто-то даже в потустороннем мире. В старофранцузском фаблио есть указание на бессмертие, благодаря омоложению.
В поздние века утопия переросла в сказку, сюжет оброс новыми деталями: там растет такая капуста, что под одним листом можно спрятать весь Париж, а тыквы достигают 100 миль в длину. Сюжет становится саркастичным, мечты об изобилии и лени осмеиваются.
Братья Гримм описывают Шлараффию в своих сказках. Это мир нелепостей и гастрономического изобилия. Ее отголоски есть и в сказке Гофмана «Щелкунчик, или Мышиный король». Мари совершает путешествие в страну с Медовыми и Лимонадными реками, Цукатной рощей, Леденцовым лугом и Марципановым замком.
Страна изобилия не исчезла, у каждого она своя. Ведь это место, где живет мечта.