Многие музеи схожи в своем однообразии и навевают на визитеров скуку, но вместе с тем есть и совершенно незаурядные учреждения, атмосферу которых трудно забыть. Их гостей сбивают с толку, интригуют, озадачивают и шокируют — словом, всячески выводят на эмоции, чтобы оставить неизгладимое впечатление.
Музей лжи (Германия, Кюриц)
Экспозиция Музея лжи утверждает философскую мысль о том, что всё в этом мире следует подвергать сомнению. В уникальном немецком заведении выставлены вещи с сомнительной биографией: едва ли кто-то всерьез воспримет ковер, унаследованный владельцем от Аладдина, или поверит в подлинность транзистора, якобы затонувшего вместе с легендарным «Титаником».
Возле каждого предмета из коллекции, будь то игрушечный самолетик Отто Бисмарка или ухо, с которым расстался Винсент Ван Гог, красуется табличка с исторической справкой. Авторы честно предупреждают, что не все сведения достоверны — кое-каким сочинительствам рукоплескал бы сам барон Мюнхгаузен. Кстати, основатель музея клятвенно уверяет: большую часть экспонатов он принял в дар от правнучки знаменитого короля лжецов. Очевидно, в довесок к ним шли буйная фантазия и склонность к авантюризму!
Желающих наведаться в царство обманов розыгрыши подстерегают уже у входа. Фасад музея искусно стилизован под старинный замок, но изнутри посетитель видит здание современной постройки. Услужливые сотрудники спешат предложить гостю волшебный напиток и восхитительный десерт, опять-таки ловко вводя в заблуждение касательно состава, вкуса, запаха и магических свойств.
Разочарованными, впрочем, наивные экскурсанты остаются недолго — на площади в 10 комнат размещается уйма интересных объектов, пусть и с чересчур приукрашенной репутацией. Почему бы не притвориться, что веришь в россказни местных сказочников и щупаешь реальные накладные усы Адольфа Гитлера? Ну, или разглядываешь метлу, сбежавшую от настоящей колдуньи после бурного шабаша на Лысой горе.
Музей электрических поражений (Австрия, Вена)
Энергетические музеи есть едва ли в каждой стране. В них рассказывают об истории появления и распространения электричества, демонстрируют приборы и оборудование разных эпох, вовлекают посетителей в разные эксперименты и даже погружают в виртуальную реальность. Музей, расположенный в Вене, ярко выделяется на фоне остальных: он не превозносит великое достижение человечества, а буквально кричит о связанных с ним опасностях и бедах.
Основал необычное учреждение ученый и врач Стефан Елиннек. На протяжении многих лет доктор не только пристально изучал случаи, когда люди подвергались удару током, но и прикладывал усилия к тому, чтобы максимально оградить общество от электрических угроз.
На рубеже
В 1909 году, уже будучи знаменитым профессором, Елиннек открыл Электропатологический музей, где представил плакаты, призывающие серьезно относиться к физическому явлению и соблюдать соответствующие меры осторожности.
Сегодня наряду с разнообразной инфографикой (одних только плакатов насчитывается более сотни) публике представлены обугленные растения и птицы, образцы остекленевшего песка, неисправные приборы, явившиеся причиной гибели своих хозяев, а также найденные в карманах жертв расплавленные предметы.
Музей творчества душевнобольных (Швейцария, Лозанна)
В современном искусстве есть такое направление, как арт-брют — создание произведений непрофессиональными авторами, у которых диагностированы психические отклонения. Общество не без причин считает таких людей странноватыми, но не лишает возможности самовыражения — больным это идет на пользу, да и публике интересны нестандартные творческие подходы.
Богатейшей коллекцией шедевров от талантливых самоучек славится швейцарский музей Арт-Брют. Ее основу заложил художник Жан Дюбоффе, который как раз ввел в оборот термин «грубое искусство». Авангардист отдавал должное картинам психопатов, экстрасенсов, полубезумных бродяг и свихнувшихся заключенных и постарался донести это наследие до потомков.
Количество экспонатов в экспозиции музея исчисляется тысячами, и большинство действительно находит отклик в сердцах посетителей. Объекты, как и их создатели, не такие, как все — им часто придаются непривычные цвета и формы, что разбивает устоявшиеся стереотипы, побуждает зрителей выходить за рамки обычного восприятия предметов, явлений, мира.
В примитивности и наивности есть своё очарование. Впрочем, среди авторов работ есть и по-настоящему даровитые личности. Шизофрения, мания преследования или синдром Дауна порой выявляет феноменальные способности художника, скульптора, дизайнера. В музее Лозанны есть даже несколько работ русских авторов — в частности, портнихи Розы Жарких, которая мастерски переносила на бумагу видения из своих снов.
Подобные учреждения организованы и в других странах: в Австрии это музей «Гуггинг», в Лондоне — Музей всего на свете, а в России — Московский музей творчества аутсайдеров.
О других, не менее своеобразных, культурных заведениях — в следующей статье.
Продолжение следует…