В чем заключается аллегория картины?

Реклама
Грандмастер

На примере портрета детей бургомистра Лейдена

В 1972 году Рийксмузей в Амстердаме (Нидерланды) купил картину голландского художника Даниэля Мийтенса Младшего «Аллегорический групповой портрет детей Дидерика Петерса ван Лейдена, бургомистра Лейдена и его жены Алиды Петс». Картина была написана в 1679 году по заказу отца семейства.

Семья ван Лейденов была известна с 1499 года и в течение 320 лет играла важную роль в жизни Лейдена(до 1821 года): мужчины занимали ответственные посты в городской управе, выполняли дипломатические поручения правителей Голландии.

Художник разместил детей в саду на фоне пейзажа (слева), беседки с коринфскими колоннами и мощной колонны какого-то грандиозного сооружения. Крайняя слева — Мария с лавровой ветвью, она держит за руку Адриана Виллема, облаченного в римский костюм. Бернардина (на ней — золотая кираса) стоит со щитом и шлемом. Алида сидит рядом с Феодорой Катариной: у Алиды в руках уздечка, Феодора Катарина держит шарообразный сосуд с выползающей из него змеей. Сюзанна выглядывает из-за колонны, в ее левой руке — меч над огнем, полыхающим в урне.

Реклама

На переднем плане слева — Питер, он держит толстую книгу. Рядом — Людовик, что-то показывает Питеру в раскрытой книге. Перед ними на земле — затейливая бронзовая масляная лампа. Самый младший Франсуа Адриан с песочными часами стоит между Алидой и Феодорой Катариной. Филиппина, умершая в младенчестве, витает в воздухе как путти с пальмовой ветвью и венком.

Реклама

Справа на переднем плане — дыни (символ плодовитости, как пожелание детям).

Сюжет картины изобилует деталями, значение которых сегодня раскрыть затруднительно, а где-то и невозможно.

Реклама

Мальчику в одежде римского воина в момент написания портрета было 13 лет. Его одежда наводит на мысль, что ему предназначалась военная карьера. Ветка лавра в таком сочетании — аллегория надежды на завоевание мира. Видимо, украшенный головой льва щит и шлем с гривой (вероятно, и кираса, надетая на Бернардине) предназначены будущему воину и символизируют его непобедимость.

Реклама

Уздечка в руках Алиды — безусловный знак увлечения лошадьми. У Феодоры Катарины другие страсти — ее привлекает медицина (говорящий символ — змея, выползающая из шарообразного сосуда).

Сюзанна — та, что выглядывает из-за колонны — бунтарка. Явный признак воинственности — меч (или шпага). Кроме того, на ней ярко-красное платье, у нее другая прическа: прямо расчесанные волосы, а у ее сестер — завитки, уложенные на лоб. О ее стремлении к авантюрам говорит протянутый к огню меч.

Реклама

Песочные часы в руке Франсуа Адриана — символ скоротечности времени и напоминание, дань художника стилю VАNITAS: memento mori (помни о смерти).

Книги в руках Питера говорят о том, что в семье в почете было хорошее образование. И горящий днем светильник как бы утверждает: «Ученье — свет!»

Недвижимое имущество семейства было продано в 1829 году. Видимо, тогда же или чуть позже картина начала свое путешествие по миру. С тех пор вот уже почти двести лет зрители пытаются понять смысл картины и что художник хотел до них донести.

Реклама