Почему Пасху празднуют не один день?

Реклама
Грандмастер

Лютеранские традиции

Церковные календари в разных конфессиях различаются. К примеру, в 2022 году православные празднуют Пасху 24 апреля, а лютеране начали праздновать 17 апреля. То же касается и праздников Рождества Христова, Масленной недели и др. Все потому, что традиции веры у разных христиан имеют отличия.

К примеру, по форме литургия (богослужение) отличается, но это не значит, что она плоха в той или иной деноминации. Те же традиции крестных ходов существуют в православии и лютеранстве.

Лютеранская пасха

У лютеран после Пасхального Воскресенья праздник длится еще 50 дней; все это время люди приветствуют друг друга возгласами «Христос Воскрес! Воистину воскрес. И даровал нам вечную жизнь». Такое приветствие уместно в любое время и везде — в принципе. Но особенно ярки традиции приветствовать друг друга радостью о воскресении Христа в праздник Пасхи и последующие 50 дней.

Многие люди так или иначе слышали библейские истории, но немногие задумываются о них глубоко. Примерно так же, как многие читали Библию, хотя бы иногда и частично, но не следовали ее заветам. Основа

Реклама
веры в бога и сам пасхальный праздник обоснован дихотомическим объяснением:

  • если Христос не воскрес из мертвых — ничто не имеет значения;
  • если Христос воскрес из мертвых — все в мире имеет значение.
Реклама

12 апостолов засвидетельствовали, что видели Иисуса воскресшим спустя три дня после его смерти на кресте, и 40 лет проповедовали благую весть о нем. Самая большая перемена случилась с апостолом Павлом.

Этот человек, как будто специально вобравший своей предыдущей деятельностью все грехи мира, уверовав в Христа, обрек себя на нищету, гонения и смертную казнь, но не отказался от благовествования о Христе. И ему явился сам воскресший Господь. Связано ли это с мифологией — пусть каждый решает сам. Я уверен в сказанном.

Основы веры

Вера лютеран опирается на безусловное принятие обетований Христа, то есть вера в то, что Христос заповедовал в Слове — обязательно и безусловно случится. На любовь Господа, отдавшего сына своего единородного во искупление грехов людей мира, каждого из нас, которая также безусловна.

Реклама

Этот безусловный императив отражен в символах веры — Апостольском и Никейском. Символы веры безусловно опираются на догматы веры, такие как сотворение, искупление и освящение. Прощение грехов человека ярко характеризует следующее изречение Библии (Первое послание Иоанна, Гл. 1, Стих 9):

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Нередко можно встретить позицию и декларацию лютеранина «бедный грешный человек» (в православии «раб божий»). Лютеранин верит, что каждый человек уже изначально наделен любовью Христа. Но Евхаристия, как прощение грехов, не дается лютеранину безусловно. А только после покаяния, что близко и к православной традиции.

Реклама

Главная же молитва «Отче наш», называемая у лютеран «Молитва господня», по смыслу у обеих христоцентричных конфессий едина. Лютеране также руководствуются скрижалями об обязанностях, не манкируют подготовкой к исповеди, причастию, благодарственным молитвам Господу. Сущность, благословение и сила крещения для лютеран святы.

Перед богом им следует признавать себя виновными во всех грехах, даже в тех, которые не осознаются. А перед пастором исповедуют лишь те грехи, которые осознают и чувствуют в своем сердце. Отсюда видно и различие во «власти ключей» — власти, данной Христом своей церкви. У лютеран только один священник — Господь. В православии много рукоположенных священников, имеющих право евхаристии (причастия).

Реклама

В лютеранстве это служители церкви, называемые пасторами и дьяконами, прошедшими ординацию. Младший церковный чин в православии, прошедший обучение, называется катехизизатор, в лютеранстве — катехет. Еще одна ступень «помощника служителя» в православии — протодьякон — совершенно не задействована в лютеранстве.

Глава церкви в лютеранской традиции — епископ, он один на всю церковь, главы областей с подчиненными приходами — пробсты, в церквях и соборах — настоятели. В православии можно услышать в заключении литургии — «мы служили Господу», в лютеранстве — «Господь служил нам».

Лютеране, как и другие, озабочены ростом церкви, но не ведут соревнования, не отвергают общения с родственными христианскими деноминациями, уповая на простой и понятный подход. А именно: для роста церкви надо строить свои храмы, а не запрещать или бороться с другими.

Реклама

Два слова о причинах

Они — в исторической традиции. Бытует заблуждение, будто лютеране верят в бога по-своему. Поскольку «оценка зависит от установки» и субъекта, дающего оценку, все в этом мире относительно, кроме любви Господа к человеку, несмотря ни на что.

Если не побояться и посмотреть на ту же ситуацию глазами лютеранина, найдется очень много оснований к тому, чтобы считать странной веру православных, с присутствием, как может показаться, избыточных символов, к примеру, в части икон. Лютеране же пользуются одним главным символом — крестом. И те, и другие чтут десять заповедей божьих.

История лютеранства началась в 1517 году. Несогласный с «коррупцией», связанной с индульгенциями, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер вывесил на дверях Церкви всех святых 95 тезисов по реформированию церкви. Название «протестант» укрепилось после акции в германском Шпайере.

Реклама

Движение быстро развивалось, начиная с Европы, по всему миру и само имеет разные течения, такие как лютеране, адвентисты, баптисты, реформаторы, квакеры, просвитериане и др. И называть их сектантами — несусветная глупость, свидетельствующая об отсутствии даже малого уровня образования. Ибо все страны мира, включая Российскую Федерацию, имеют протестантские церкви как свидетельства бога на земле, а в некоторых странах, как в Норвегии, эта церковь является главенствующей, не отделенной от государства.

Реклама

Лютеранство — третье по величине единое христианское движение, насчитывающее по разным оценкам более 80 миллионов человек. Во всех христоцентричных традициях (деноминациях, а их 264, кроме православия) опираются на слово Божие — Библию. Надо заметить, что Библия — самая главная книга христиан всего мира.

Библия и разные трактовки

В мире издано более 6 000 000 000 (миллиардов) копий Библии или ее отдельных книг. Библия остается самой востребованной у людей книгой по тиражам, популярности, переизданиям.

Популярность и востребованность первого образца массовой литературы (после изобретения Иоганном Гутенбергом в 1450 г. печатного станка) такова, что теперь более 90% населения Земли читают Святую Библию или ее отдельные книги, служащие первоисточником и правилом

Реклама
христианской веры, на родном языке. Богооткровенный, написанный под непосредственным воздействием Святого Духа текст переведен на 2932 языка.

Второе место по популярности условно за цитатником Мао Цзедуна (900 млн. копий) и «Книгой рекордов Гиннесса».

Первый рукописный перевод книг Библии сделан с латинского на немецкий язык идеологом Реформации Мартином Лютером в 1522—1534 гг.; немногие осведомлены, что с этим Лютер трудился 12 лет. Сей рукописный фолиант, впоследствии растиражированный в печати, теперь оценивают в 8 млн. американских долларов.

Субъективная оценка представителей гедонистического общества, ориентированных на удовольствие и потребление условна, ибо Слово, данное богом, не имеет материальной цены.

Реклама

Книга книг была впервые записана на древнееврейском и частично на арамейском языке — Ветхий завет, Новый завет — на греческом, и ее стихи могут звучать, хоть и с сохранением смысла, по-разному — в разных переводах. Основная причина трудностей переводов — это особенности языков.

Об этом также сказано в Библии — Господь намеренно разделил людей, чтобы они не поняли друг друга. Даже на одном, русском, языке известны пять (Восстановительный 2014 г., Росс. библейского общества 2011 г., Перевод нового мира в 2001—2007 гг., перевод Бернарда Гёце или «Новая обработка Синодального перевода», Варшава 1939 г., Синодальный 1876 г. и ранее) переводов Библии. Можно пользоваться любым, однако лютеране предпочитают Синодальный перевод, наиболее точно отражающий первоначальные тексты книг Библии — Ветхого и Нового завета.

Реклама

Приведу лишь один из многих примеров. В последнее воскресенье перед Пасхой празднуется переход Великого поста к Страстной седмице и напоминает верующим о грядущей Пасхе.

Реклама

В первоначальном тексте «книги книг» сказано, что Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где незадолго до того — в субботу (в праздничном календаре церковных дат называемой Лазаревой) — он воскресил Лазаря, в Иерусалим, дабы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его.

Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя ветвями дерева ваия (пальма) и хвалебной песней: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» Осанна переводится как «спасение».

Реклама

На дорогу, где ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. Совершенно понятно, почему на дорогу не бросали вербные ветки — в Иерусалиме были пальмы. Отсюда церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное».

У русских в православии место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или даже Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».

Триумфальному въезду Иисуса в Иерусалим, упомянутому в каждом из четырех канонических Евангелий, посвящено много публикаций, как и в целом по теме изучения Слова Божия, в том числе в мирских вариациях. Философ Ницше, лютеранин, по этому поводу уточнил:

Толпу не заставишь петь Осанна, пока не въедешь в город на осле.

Размышления о лютеранской традиции и праздниках, уже свершившихся и не всегда совпадающих с православным календарем, пополняют копилку знаний думающего человека, развивают духовное общение и дают понимание разных форм и подходов к вере в бога, насыщенной чудесами и свидетельствами. Главное из которых — спасение.

Реклама