К примеру, по форме литургия (богослужение) отличается, но это не значит, что она плоха в той или иной деноминации. Те же традиции крестных ходов существуют в православии и лютеранстве.
Лютеранская пасха
У лютеран после Пасхального Воскресенья праздник длится еще 50 дней; все это время люди приветствуют друг друга возгласами «Христос Воскрес! Воистину воскрес. И даровал нам вечную жизнь». Такое приветствие уместно в любое время и везде — в принципе. Но особенно ярки традиции приветствовать друг друга радостью о воскресении Христа в праздник Пасхи и последующие 50 дней.
Многие люди так или иначе слышали библейские истории, но немногие задумываются о них глубоко. Примерно так же, как многие читали Библию, хотя бы иногда и частично, но не следовали ее заветам. Основа
- если Христос не воскрес из мертвых — ничто не имеет значения;
- если Христос воскрес из мертвых — все в мире имеет значение.
12 апостолов засвидетельствовали, что видели Иисуса воскресшим спустя три дня после его смерти на кресте, и 40 лет проповедовали благую весть о нем. Самая большая перемена случилась с апостолом Павлом.
Этот человек, как будто специально вобравший своей предыдущей деятельностью все грехи мира, уверовав в Христа, обрек себя на нищету, гонения и смертную казнь, но не отказался от благовествования о Христе. И ему явился сам воскресший Господь. Связано ли это с мифологией — пусть каждый решает сам. Я уверен в сказанном.
Основы веры
Вера лютеран опирается на безусловное принятие обетований Христа, то есть вера в то, что Христос заповедовал в Слове — обязательно и безусловно случится. На любовь Господа, отдавшего сына своего единородного во искупление грехов людей мира, каждого из нас, которая также безусловна.
Этот безусловный императив отражен в символах веры — Апостольском и Никейском. Символы веры безусловно опираются на догматы веры, такие как сотворение, искупление и освящение. Прощение грехов человека ярко характеризует следующее изречение Библии (Первое послание Иоанна, Гл. 1, Стих 9):
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Нередко можно встретить позицию и декларацию лютеранина «бедный грешный человек» (в православии «раб божий»). Лютеранин верит, что каждый человек уже изначально наделен любовью Христа. Но Евхаристия, как прощение грехов, не дается лютеранину безусловно. А только после покаяния, что близко и к православной традиции.
Главная же молитва «Отче наш», называемая у лютеран «Молитва господня», по смыслу у обеих христоцентричных конфессий едина. Лютеране также руководствуются скрижалями об обязанностях, не манкируют подготовкой к исповеди, причастию, благодарственным молитвам Господу. Сущность, благословение и сила крещения для лютеран святы.
Перед богом им следует признавать себя виновными во всех грехах, даже в тех, которые не осознаются. А перед пастором исповедуют лишь те грехи, которые осознают и чувствуют в своем сердце. Отсюда видно и различие во «власти ключей» — власти, данной Христом своей церкви. У лютеран только один священник — Господь. В православии много рукоположенных священников, имеющих право евхаристии (причастия).
В лютеранстве это служители церкви, называемые пасторами и дьяконами, прошедшими ординацию. Младший церковный чин в православии, прошедший обучение, называется катехизизатор, в лютеранстве — катехет. Еще одна ступень «помощника служителя» в православии — протодьякон — совершенно не задействована в лютеранстве.
Глава церкви в лютеранской традиции — епископ, он один на всю церковь, главы областей с подчиненными приходами — пробсты, в церквях и соборах — настоятели. В православии можно услышать в заключении литургии — «мы служили Господу», в лютеранстве — «Господь служил нам».
Лютеране, как и другие, озабочены ростом церкви, но не ведут соревнования, не отвергают общения с родственными христианскими деноминациями, уповая на простой и понятный подход. А именно: для роста церкви надо строить свои храмы, а не запрещать или бороться с другими.
Два слова о причинах
Они — в исторической традиции. Бытует заблуждение, будто лютеране верят в бога по-своему. Поскольку «оценка зависит от установки» и субъекта, дающего оценку, все в этом мире относительно, кроме любви Господа к человеку, несмотря ни на что.
Если не побояться и посмотреть на ту же ситуацию глазами лютеранина, найдется очень много оснований к тому, чтобы считать странной веру православных, с присутствием, как может показаться, избыточных символов, к примеру, в части икон. Лютеране же пользуются одним главным символом — крестом. И те, и другие чтут десять заповедей божьих.
История лютеранства началась в 1517 году. Несогласный с «коррупцией», связанной с индульгенциями, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер вывесил на дверях Церкви всех святых 95 тезисов по реформированию церкви. Название «протестант» укрепилось после акции в германском Шпайере.
Движение быстро развивалось, начиная с Европы, по всему миру и само имеет разные течения, такие как лютеране, адвентисты, баптисты, реформаторы, квакеры, просвитериане и др. И называть их сектантами — несусветная глупость, свидетельствующая об отсутствии даже малого уровня образования. Ибо все страны мира, включая Российскую Федерацию, имеют протестантские церкви как свидетельства бога на земле, а в некоторых странах, как в Норвегии, эта церковь является главенствующей, не отделенной от государства.
Лютеранство — третье по величине единое христианское движение, насчитывающее по разным оценкам более 80 миллионов человек. Во всех христоцентричных традициях (деноминациях, а их 264, кроме православия) опираются на слово Божие — Библию. Надо заметить, что Библия — самая главная книга христиан всего мира.
Библия и разные трактовки
В мире издано более 6 000 000 000 (миллиардов) копий Библии или ее отдельных книг. Библия остается самой востребованной у людей книгой по тиражам, популярности, переизданиям.
Популярность и востребованность первого образца массовой литературы (после изобретения Иоганном Гутенбергом в 1450 г. печатного станка) такова, что теперь более 90% населения Земли читают Святую Библию или ее отдельные книги, служащие первоисточником и правилом
Второе место по популярности условно за цитатником Мао Цзедуна (900 млн. копий) и «Книгой рекордов Гиннесса».
Первый рукописный перевод книг Библии сделан с латинского на немецкий язык идеологом Реформации Мартином Лютером в 1522—1534 гг.; немногие осведомлены, что с этим Лютер трудился 12 лет. Сей рукописный фолиант, впоследствии растиражированный в печати, теперь оценивают в 8 млн. американских долларов.
Субъективная оценка представителей гедонистического общества, ориентированных на удовольствие и потребление условна, ибо Слово, данное богом, не имеет материальной цены.
Книга книг была впервые записана на древнееврейском и частично на арамейском языке — Ветхий завет, Новый завет — на греческом, и ее стихи могут звучать, хоть и с сохранением смысла, по-разному — в разных переводах. Основная причина трудностей переводов — это особенности языков.
Об этом также сказано в Библии — Господь намеренно разделил людей, чтобы они не поняли друг друга. Даже на одном, русском, языке известны пять (Восстановительный 2014 г., Росс. библейского общества 2011 г., Перевод нового мира в 2001—2007 гг., перевод Бернарда Гёце или «Новая обработка Синодального перевода», Варшава 1939 г., Синодальный 1876 г. и ранее) переводов Библии. Можно пользоваться любым, однако лютеране предпочитают Синодальный перевод, наиболее точно отражающий первоначальные тексты книг Библии — Ветхого и Нового завета.
Приведу лишь один из многих примеров. В последнее воскресенье перед Пасхой празднуется переход Великого поста к Страстной седмице и напоминает верующим о грядущей Пасхе.
В первоначальном тексте «книги книг» сказано, что Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где незадолго до того — в субботу (в праздничном календаре церковных дат называемой Лазаревой) — он воскресил Лазаря, в Иерусалим, дабы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его.
Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя ветвями дерева ваия (пальма) и хвалебной песней: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» Осанна переводится как «спасение».
На дорогу, где ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. Совершенно понятно, почему на дорогу не бросали вербные ветки — в Иерусалиме были пальмы. Отсюда церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное».
У русских в православии место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или даже Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».
Триумфальному въезду Иисуса в Иерусалим, упомянутому в каждом из четырех канонических Евангелий, посвящено много публикаций, как и в целом по теме изучения Слова Божия, в том числе в мирских вариациях. Философ Ницше, лютеранин, по этому поводу уточнил:
Толпу не заставишь петь Осанна, пока не въедешь в город на осле.
Размышления о лютеранской традиции и праздниках, уже свершившихся и не всегда совпадающих с православным календарем, пополняют копилку знаний думающего человека, развивают духовное общение и дают понимание разных форм и подходов к вере в бога, насыщенной чудесами и свидетельствами. Главное из которых — спасение.