Пионеры американского панк-рока - 2. Как группа TELEVISION обманула хозяина клуба «CBGB»?

Реклама
Грандмастер

Когда в 1973 году Хилли Кристал основал в Нью-Йорке клуб «CBGB», то и подумать не мог, что его заведение вскоре станет главной сценической площадкой деятелей американского панка и «новой волны». Ведь название клуба расшифровывалось как «Country, Bluegrass, Blues» («Кантри, Блюграсс, Блюз»).

Недаром Ричарду Хеллу — басисту TELEVISION (первой группы, которая начала выступать в клубе) — пришлось поначалу слукавить и заявить Кристалу, что они играют «всего понемножку — немножко рока, немножко кантри, немножко блюза, немножко блюграсса…».

На самом деле оказалось, что группа играет довольно громкий и грязный гаражный рок. Вскоре, вслед за ней, в «CBGB» подтянулись и другие единомышленники — например, RAMONES и Патти Смит. Интересно, что Патти в то время была девушкой лидера TELEVISION — Тома Верлена, и именно он вдохновил начинающую поэтессу заняться музыкой.

Впрочем, сам Том Верлен не спешил с выпуском дебютного альбома. В отличие от большинства панков, он был перфекционистом. Постепенно музыка TELEVISION становилась всё более сложной и изощрённой. Пришлось даже уволить одного из основателей группы — Ричарда Хелла, из-за того что его игра на басу уже не удовлетворяла возросшим амбициям.

Реклама

В результате дебютный альбом TELEVISION был выпущен только в 1977 году — уже после записей Патти Смит и The RAMONES. Конечный результат мало походил на панк-рок, но и попсой его было не назвать. Хотя в музыке группы присутствовали джазовые оттенки и мелодичные гитарные партии, звучала она всё равно очень «сыро» и необычно. Как написал критик Рой Таркин для «SoHo Weekly»:

Забудьте всё, что вы слышали о TELEVISION, забудьте панк, забудьте Нью-Йорк, забудьте «CBGB»… чёрт, забудьте о рок-н-ролле — это что-то совершенно новое.

Главной особенностью звучания группы стали две переплетающиеся соло-гитары Тома Верлена и Ричарда Ллойда, которые, по словам Патти Смит, напоминали «тысячу кричащих птиц».

Реклама

В этом плане особенно показательна песня «Marquee Moon» («Знак Луны»), которая вышла синглом и сумела попасть в ТОП-30 — правда, не в США, а в Британии, где как раз бушевала панк-революция.

Песня дорабатывалась и совершенствовалась почти три года. Первая версия была представлена публике клуба «CBGB» ещё в 1974 году. Затем была сделана демо-запись под руководством Брайана Ино, но она Верлену не понравилась. Постепенно «Marquee Moon» разрослась до 10-минутной импровизации, поэтому на сингле трек пришлось разделить между двумя сторонами.

Том Верлен:
— Я буду играть, пока что-нибудь не случится. Это идёт от джаза, или даже от The DOORS, или от альбома «Five Live» YARDBIRDS

— это своего рода бешеная динамика.

Более того — по словам Тома Верлена, поначалу в песне было аж 20 куплетов, но в итоге решили оставить лишь четыре. Текст получился очень абстрактным и «тёмным», но Верлен отказался пояснять его смысл, заявив, что главное в «Marquee Moon» — атмосфера.

Перевод — Psychea:

Я помню, —
Мрак множился;
Я вспоминаю
Молнию, оглушившую саму себя.
Я вслушивался,
Вслушивался в шум дождя,
И слышал,
Слышал — что-то еще…

Я заперт в улье; ночь сжимается.
Поцелуй смерти, объятия жизни, —
Мечтаете издать и напечатать книгу?
И вот, я стою здесь, под знаком Луны,
В ожидании,
В нерешительности…
Я ничего не жду.

Однажды
Я встретил человека
И спросил его:
«Что делаешь ты, чтобы не сойти с ума?»

Реклама

«Смотри, мой мальчик, — отозвался он, — никогда не радуйся ничему
И, Бога ради — не печалься…»

Из врат кладбища
Выехал «Кадиллак»;
Приблизился ко мне, остановился,
И мне приказали: «Садись».
Потом «Кадиллак»
Вернулся на кладбище, и там —
И там
Я вышел…

Смотреть всё

Ещё больший успех снискал в Британии второй сингл TELEVISION, который вышел в том же 1977 году и достиг 25-го места. Он содержал ещё две классических песни группы — «Prove It» и «Venus». Тексты обеих песен были не менее странными, чем у «Marquee Moon». Говорят, что «Prove It» («Докажи это») (см.

Реклама
перевод) была вдохновлена фильмом 1973 года «Долгое прощание», представляющим собой экранизацию детективного романа Рэймонда Чандлера.

Смотреть всё

Что касается второй песни — «Венера» (см. перевод) — то понять, о чём она, лично мне решительно невозможно. Зато изрядно веселит строчка «…я ринулся прямиком в ОБЪЯТЬЯ Венеры Милосской…» (кто видел эту статую, шутку поймёт).

Смотреть всё

Реклама

Дебютный альбом группы «Marquee Moon» вообще получился отличный (я бы отметил ещё песни «Elevation» и «Torn Curtain»).

Смотреть всё

Смотреть всё

А вот второй альбом — «Adventure» (1978), хоть и занял в Британии 2-е место, оказался менее интересным (я бы выделил только энергичную песню «Foxhole» и красивую «Carried Away»). Вскоре после его выпуска TELEVISION распались.

Реклама

Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ


Смотреть всё

Реклама