По большому счету, он был только автором идеи, а сам механизм для умерщвления разработали другие, опираясь на используемые в европейских странах аналогичные приспособления. Например, в Шотландии в то время применялось устройство для обезглавливания, которое называлось «Шотландской девой».
Первичные чертежи новой «машины смерти» подготовил профессор хирургии Антуан Луи, а механик Тобиас Шмидт сделал по ним первую гильотину. Свой вклад в ее создание внес и большой знаток способов умерщвления парижский палач Шарль Сансон. Особенностью гильотины по сравнению с другими подобными приспособлениями был тяжелый косой нож, падающий сверху по направляющим пазам. Первые испытания, проведенные на трупах, показали высокую надежность гильотины.
Любопытно, что весной 1792 года проект механизма для казни представили на утверждение Людовику XVI, который формально еще оставался главой государства. Король, не подозревая, что ожидает его в недалеком будущем, проект утвердил и даже внес предложение сделать лезвие не полукруглой формы, а косое. Предложение Людовика было воплощено в жизнь, и лезвие расположили так, чтобы оно падало на шею казнимому точно под углом 45 градусов.
Уже 25 апреля 1792 года на Гревской площади Парижа гильотина была впервые применена для казни. Первым ее «испытал» обыкновенный вор Николя Пеллетье. Как только палач Шарль Сансон поднял отрубленную голову, из толпы разразилась крики возмущения — не произошло того, ради чего парижане пришли на площадь, — зрелища. Зевакам было от чего возмутиться — казнимый не мучился, не оглашал площадь душераздирающими криками, палач не размахивал мечом или топором, а просто нажал на рычаг -не ради этого они собрались перед эшафотом. Но зрителям предстояло привыкать к новому зрелищу, с этого времени гильотина стала во Франции основным орудием умерщвления, а казни приняли массовый характер.
Вскоре гильотина была стационарно установлена на площади Республики (современная Площадь Согласия), где и произошло большинство революционных казней. Палачи, начав с обыкновенных бандитов, быстро дошли до аристократов и коронованных особ. Уже 21 января 1793 года был казнён Людовик XVI. Он был единственным из казненных, кому милостиво даровали две привилегии — ехать на казнь в приличествующем его сану экипаже и подняться на эшафот в сопровождении священника. Ненадолго пережила Людовика и его супруга, Мария-Антуанетта. Революционный трибунал обвинил её в измене, подстрекательстве к гражданской войне, в преступлениях против нравственности. 16 октября она взошла на помост к гильотине. На предложение палача, славившегося предупредительным отношением к казнимым, помочь ей подняться на эшафот, она мужественно ответила: «У меня хватит сил сделать это самой».
Гильотина на долгие годы вошла в жизнь Франции. Казнь длительное время исполнялась только публично. Даже после первой мировой войны казнили на площадях или бульварах, где всегда собирались большие толпы зевак. Последняя публичная казнь была проведена 17 июня 1939 года, когда лишился головы Эжен Вейдманн, убийца семи человек. После этого казни проводились только в тюрьмах. Последняя казнь на гильотине была произведена в Марселе 10 сентября 1977 года, когда казнили убийцу-садиста тунисского иммигранта Хамиду Джандуби.
Стоит отметить, что этот вид казни применялся во многих странах. В Германии гильотина была отменена только в 1949 году. В период фашистской диктатуры в 1933—1945 гг. было гильотинировано около 40 тысяч человек, в том числе: Юлиус Фучик — 8 сентября 1943 г., участница французского движения сопротивления русская княгиня Вера Аполлоновна Оболенская — 4 августа 1944 г., Муса Джалиль — 25 августа 1944 г. Значительно дольше этот вид казни применялся в ГДР, где его заменили на расстрел только в 1966 году.
Само название «гильотина» прочно вошло в нашу жизнь. Так стали называть различные приспособления для резки бумаги, дерева, металлов, для обрезания кончиков сигар
А выражение «гильотина — лучшее средства от перхоти» давно стало не актуальным, так как в мире нашли новые «более гуманные» способы отправлять преступников в «лучший из миров».