Единственный недостаток «Реквиема по мечте» (по моему сугубо личному впечатлению) — в том, что почти все его персонажи не вызвали у меня должного сочувствия. Какими бы симпатичными они не были, в остатке мы видим на экране трёх юных асоциальных бездельников, которые, судя по всему, и до наркотиков не особо стремились чего-то добиться в жизни. А все их так называемые «мечты» наивны и неубедительны. Куда большее сопереживание вызывает мать главного героя, которую нечистоплотные врачи подсадили на таблетки «для похудения».
Также удивительно, что «светлое» чувство любви на поверку оказывается куда слабее «светлого» чувства дружбы. Ведь, несмотря на наркоманию, Гарри не жалеет последних денег, чтобы вытащить Тайрона из передряги, а Тайрон, в свою очередь, отвозит умирающего друга в больницу, понимая, что рискует оказаться в тюрьме. Зато свою девушку Сару Гарри, недолго сомневаясь, подбивает заниматься проституцией, чтобы заработать денег на дозу…
Даррен Аронофски:
— В конечном итоге «Реквием по мечте» рассказывает о том, на что люди идут, чтобы уйти из своей реальности, и о том, что, покидая эту реальность, вы создаете дыру в своем настоящем, потому что вас там нет. Вы гонитесь за несбыточной мечтой в будущем, а затем пользуетесь чем угодно, чтобы заполнить этот вакуум. Этот фильм — о зависимости от чего угодно — не только от наркотиков, но и от пристрастия к кофе, телевидению и даже к надежде.
Фильм получился, действительно, страшный и жестокий, и не последнюю роль в создании атмосферы ужаса и обречённости играет музыка британского композитора Клинта Мэнселла.
Интересно, что до знакомства с режиссёром Мэнселл музыку к фильмам никогда не писал, а был фронтменом группы POP WILL EAT ITSELF. Лишь после распада группы Клинту поступило предложение поработать над саундтреком первого полнометражного фильма Аронофски «Пи» (1998). Однако настоящую славу обоим принёс именно «Реквием по мечте»…
Так как Аронофски вырос в Бруклине и с детства любил хип-хоп, то захотел, чтобы саундтрек был написан в похожем стиле. Также, по замыслу режиссёра, музыка в фильме должна была звучать, в основном, тогда, когда на экране что-то шло не так. О важной роли музыки свидетельствовал и тот факт, что в начальной сцене мы слышим, как происходит… настройка оркестра, ведь, по словам режиссёра, «то, что мы собираемся увидеть, является реквиемом» (напомню, реквием — это траурное музыкальное произведение).
Самым известным треком фильма стала композиция, которой почему-то дали название «Lux Aeterna». Название переводится с латыни как «Вечный свет», хотя ничего светлого в музыке не было.
Мэнселл вспоминал, что поначалу это был медленный джем в стиле хип-хоп — ещё без знаменитой скрипичной мелодии. Композиция особенно сильно впечатлила Аронофски, когда тот наложил её на сцену, где героиня Дженнифер Коннелли, переспавшая ради наркоты со своим терапевтом, выходит под дождь и её тошнит.
Клинт Мэнселл:
— Это был один из тех волшебных моментов, когда изображение плюс музыка создают нечто третье.
Композитор не случайно говорил, что сила «Lux Aeterna» заключалась не только в мелодии, но и в той жизни, которую вдохнули в неё музыканты квартета QRONOS. Именно резкие жуткие звуки скрипок придали этой (довольно простой) музыке постепенно нарастающее напряжение и неотвратимое приближение гибели. Не стоит забывать и о роли композитора
Клинт Мэнселл:
— Когда я был ребенком, The CURE и SIOUXSIE & the BANSHEES были двумя группами, к которым я действительно тяготел, потому что в их музыке присутствует это преобладающее чувство смерти и потери, даже если в том возрасте вы ничего не знаете о подобных вещах. Вас как бы тянет к опыту, о котором вы, возможно, мало что знаете — из-за желания его почувствовать.
Саундтрек, который вышел 10 октября 2000 года, как и фильм, был разделён на три части по временам года — лето, осень, зима. Собственно и та самая мелодия звучит в фильме в нескольких вариантах и аранжировках.
Наибольшую известность приобрела самая «ужасающая» зимняя версия «Lux Aeterna (Winter)». Она звучала в финале и символизировала обречённость героев (недаром под её звуки они все начинают сворачиваться в «позу эмбриона»).
Как ни странно, в оригинальном трейлере фильма вместо музыки Мэнселла почему-то была использована композиция Моби «Everloving». Зато после успеха «Реквиема по мечте» «Lux Aeterna» стала излюбленной темой трейлеров для других фильмов («Я — легенда», «Код да Винчи» и даже российского сериала «Есенин»).
Однако самой известной стала версия, прозвучавшая в трейлере фильма Питера Джексона «Властелин Колец: Две башни». Дело в том, что продюсер и музыкальный руководитель фильма Натан Д. Дюваль пожелал переделать минималистичный оригинал в нечто более эпичное — с использованием оркестра и хора. Над аранжировкой трудились аж четыре человека (Симон Беникар, Крейг Стюарт Гарфинкл, Дэниел Нильсен и Вейгар Маргейрссон), и на выходе версия получила новое название: «Requiem for a Tower» («Реквием по башне»).
Натан Д. Дюваль:
— Она прекрасно подходит для двух враждебных сил, пришедших к финальному противостоянию.
Учитывая всё вышесказанное, тема Мэнселла сегодня знакома даже тем, кто никогда не видел «Реквиема по мечте». Более того — эта музыка стала настоящим мемом. Её можно было вставить в любое видео (даже с матчем по гольфу), и происходящее на экране сразу же становилось драматичным и эпичным. Взять хотя бы вирусный ролик с оцепеневшей собакой.
Были в истории темы «Реквиема» и совершенно не смешные моменты. Ведь именно эту музыку слушал по iPod норвежский нацист Андерс Брейвик, когда в 2011 году расстрелял 77 человек (это было самое массовое убийство в Норвегии со времён Второй мировой войны). Дювалю даже пришлось извиняться (
Напоследок стоит упомянуть, что «Lux Aeterna» буквально разобрали на сэмплы рэпперы: причём как зарубежные, так и наши. Знакомую мелодию можно услышать в таких рэп-речёвках, как «Der Beweis» от Lumaraa, «Throw It Up» от Lil Jon, «Никакого просвета» от NTL или «Кто с нами» от Mary Jane. Есть и хеви-металлическая обработка от Эрика Кальдероне.
Что касается Клинта Мэнселла, то он продолжал работать над каждым последующим творением Даррена Аронофски (саундтрек к к-ф «Фонтан» даже номинировался на «Золотой глобус»). Музыку композитора можно услышать и в фильмах, снятых другими режиссёрами («Грязь», «Призрак в доспехах», «Козырные тузы»). Кстати, вы обращали внимание, что драматичная финальная тема к «Козырным тузам» весьма похожа по своей структуре на «Lux Aeterna»?
Клинт Мэнселл:
— В однообразном усреднённом мире брендов и массового производства, в мире, где искусство всегда в разногласии с коммерцией, невероятно приятно работать с такими творцами, как Даррен Аронофски и Kronos Quartet, чьё желание выйти за пределы нормы, за пределы ожидаемого не сдерживается желанием быть коммерчески успешными.