Однако уже в XVI и XVII веках можно заметить предпосылки импрессионизма в творчестве Эль Греко, Рубенса, Веласкеса. Также повлияли на импрессионистов работы французских живописцев XIX века: Жана Франсуа Милле, Шарля-Франсуа Добиньи и Камиля Коро. Они не только отошли от установленных в те времена канонов, но и попытались в своих работах показать разницу между светом и тенью и изобразить движение. Рассмотрим влияние этих художников подробнее.
Эль Греко. Этого художника трудно причислить к какому-то одному направлению, ведь его произведения самобытны и оригинальны. Как и большинство художников своего времени, Эль Греко писал картины на тему религиозных сюжетов, однако стоит отметить обилие цвета в его полотнах, мерцающие тона и причудливые формы. Переняли импрессионисты также в какой-то манеру письма Эль Греко: художник наносил на холст смелые, порой экспрессивные мазки, а цвета смешивал прямо на холсте.
Кроме этого, Эль Греко был первым, кто написал пейзаж как самостоятельную картину. До этого пейзажные зарисовки были лишь фоном, бэкграундом картины. Эль Греко же изобразил на полотне вид испанского городка Толедо («Вид Толедо»), и главное в картине — не достоверность, а настроение и чувства, которые возникали у художника, когда он смотрел на Толедо.
Диего Веласкес. Стоит отметить яркую цветовую контрастность его картин, приближающих их к работам импрессионистов. Краски Веласкес не смешивал, а также писал мазками чистых цветов. Работы художника впоследствии копировали многие импрессионисты: Эдуард Мане, Хоакин Соролья, Валентин Серов.
Питер Пауль Рубенс. Этот художник в своем творчестве использовал одно правило, которое впоследствии станет одним из правил течения импрессионизма: не использовать черный цвет. Только в паре своих работ Рубенс применил черные краски, но те работы были заказными.
Жан Франсуа Милле — один из основателей барбизонской школы пейзажной живописи — писал живописные идиллические пейзажи на природе. Сближает его творчество с импрессионистами небрежные и густые мазки.
Что касается Шарля-Франсуа Добиньи, то в его пейзажах на пленэре (то есть на свежем воздухе) бросается в глаза особенность воспроизведения изменчивого света.
Камиль Коро. Этот художник писал пейзажные зарисовки, слегка небрежные этюды, которые будущие импрессионисты и сочли «фундаментом» своего творчества. Также привлекает внимание воспроизведение художником света: он стремился к максимальной естественности и натуральности в передаче света и его оттенков. Кроме этого, Коро не использовал черные и белые цвета, а получал их из смешивания других цветов.
Итак, несмотря на то что непосредственными предшественниками импрессионистов считаются французские художники-пейзажисты, предпосылки этого течения мы находим все же еще раньше — в работах испанских и фламандских живописцев.