Какие картины художников стали знаковыми для режиссеров?

Реклама
Грандмастер

Кино vs живопись. Часть 1

Не возникает ли у вас при первом просмотре какой-то киноленты ощущение дежавю: я уже это видел, только где и когда? Такое происходит, если зритель видит в кадре отсылку к знакомой ему картине известного художника. В конечном итоге камеры и кисти служат одной и той же цели: отображать реальность, подобную нашей, или ту, которую мы иначе не смогли бы увидеть.

Интересно посмотреть на сочетание этих двух жанров на примере 10 полотен, выбранных кинорежиссерами для своих произведений. Узнаете их?

1. «Приключения барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиама и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1484−1485) вдохновила многих мастеров массовой культуры. Пожалуй, самой известной киноинтерпретацией можно считать «Приключения барона Мюнхгаузена»

Реклама
Терри Гиллиама (1988), режиссера, известного нам по фильмам «Король-рыбак», «Братья Гримм», «12 обезьян». Он буквально перенес на экран созданный Боттичелли образ — огромную раковину, из которой выходит прекрасная Венера-Роза, очаровательная Ума Турман.

В 1990 году фильм получил четыре номинации на «Оскар», в том числе за художественное оформление, грим и визуальные эффекты.

2. «Крик» Уэса Крейвена и «Крик» Эдварда Мунка

Реклама

Знаменитая франшиза ужасов Уэса Крэйвена черпает вдохновение в творчестве Эдварда Мунка, норвежского экспрессиониста и любимого художника режиссера. Интересно, что и художник, и его поклонник Крэйвен создали целую серию произведений, объединенных одним названием и общим духом.

Одна из пугающе-притягательных картин Мунка из цикла «Крик», созданного художником между 1893 и 1910 годами, стала главным образом одноименного фильма, снятого в 2000 году. На картине изображено странное, бесполое существо, лицо которого излучает хаос и страх, усиленные тревожными тонами произведения.

Крэйвен воплотил эту хаотичную, пугающую энергию картины через культовую маску Призрачное лицо (Ghostface) в серии «Крик-4». Точного названия костюм маньяка в русском языке не имеет, так как персонажи трилогии называют злодея просто убийцей в маске. Герои фильма в официальном студийном дубляже называют маньяка просто Маска. Хотя носят маску в фильме самые разные люди, их всех объединяет навязчивое желание — убить одну и ту же девушку, Сидни Прескотт.

Реклама

3. «Остров Проклятых» Мартина Скорсезе и «Поцелуй» Густава Климта

Известная картина австрийского художника Густава Климта «Поцелуй» (1908−1909) отражает период его отношений с Эмили Флёге. Это произведение искусства специалисты считают символом вожделения и романтической любви; контраст же между обыденным фоном и богато украшенными фигурами влюбленных подчеркивает их важность друг для друга.

Мартин Скорсезе в своем психологическом триллере «Остров проклятых» (2010) делает отсылку к знаковой картине. Сцена, в которой Тедди Дэниелс (Леонардо ДиКаприо) обнимает силуэт своей погибшей в пожаре жены Долорес (Мишель Уильямс), представляет собой блестящую кинематографическую аналогию известному полотну.

Реклама

Приглушенные золотисто-зеленые тона комнаты, в которой оказались герои, их страстные жесты и насыщенный цветочный узор на платье Долорес в сцене такие же, как тона картины и наряд Эмили Флёге. И на картине, и на большом экране в обреченном объятии любящих чувствуется одновременно страсть и отчаяние.

4. «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино и «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо

Реклама

Блокбастер Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (2014) был удостоен множества различных наград и номинаций, в том числе пяти номинаций на премию «Оскар». Тарантино сказал в одном из интервью, что хотел бы исследовать что-то такое, что ещё никем толково не исследовалось, причем сделать это в неожиданном жанре.

— Я хочу сделать фильм про ужасные страницы истории Америки, связанные с рабством, причём хочу сделать это в жанре спагетти-вестерна. Я попытаюсь иметь дело с тем, с чем Америка ещё не имела дела, потому что она стыдится этого, и другие об этом не говорят, так как считают, что не имеют на это право.

Шэрен Дэвис, художник по костюмам, рассказывала, что Тарантино очень подробно прописал в сценарии, как должна выглядеть одежда героев. Самым сложным оказалось придумать костюм Джанго: по идее режиссера, нужно было соединить образ Америки перед Гражданской войной со стилистикой американских вестернов.

Реклама

По сюжету бывшему рабу предоставили полную свободу в выборе одежды. Дэвис собрала для Тарантино альбом со множеством костюмных портретов, среди которых была репро­дукция картины Томаса Гейнсборо «Мальчик в голубом» (1770). Тарантино так понравился костюм на картине, что он попросил воссоздать его: это не просто голубой наряд, а костюм человека из высших слоев общества, который лучше всего символизирует в фильме изменение общественного положения Джанго.

5. «Сияние» Стэнли Кубрика и фотография «Идентичные близнецы» Дайан Арбус

Реклама

Режиссера может вдохновить на необычный кадр не только живопись, но и фотография, если она является произведением искусства. Классический фильм ужасов Стэнли Кубрика «Сияние» (1980), снятый по роману Стивена Кинга, известен своими кадрами с внушающими непонятный страх однояйцевыми близнецами. Девочки, обитающие в отеле, который охраняет главный герой, пугают и его, и публику своим жутким подобием. Со временем этот образ стал символическим клише жанра.

Фотограф Дайан Арбус известна своими фотографиями людей, которых остальные считают странными или необычными. Одним из таких примеров является культовая черно-белая фотография семилетних близнецов Кэтлин и Коллин Уэйд, сделанная в 1967 году. Кубрик восхищался фотографиями Дайан и в своей картине «Сияние» решил использовать ее самую известную работу.

Прежде чем перейти к следующей пятерке, предлагаю читателю вспомнить свои ассоциации в кинематографе. Возможно, он найдет их во второй части статьи, но вполне может быть, что любитель кино и живописи станет первооткрывателем еще одной киноцитаты.

Продолжение следует…

Реклама