Как группа EARTH, WIND & FIRE подстрекала слушателей к «бегству»?

Реклама
Грандмастер

На сборниках, посвящённых старому доброму диско, вы наверняка встретите какой-нибудь трек EARTH, WIND & FIRE — одной из самых успешных американских групп 1970-х годов. Однако, несмотря на свою узнаваемость, группа никогда не была заложницей одного стиля.

В основе её музыки всё-таки лежали традиционные фанк и соул, а главной «фишкой» был т.н. грув — повторяющийся «раскачивающийся» ритм, вводящий как музыкантов, так и слушателей, в особое состояние.

Реклама

Не стоит также забывать, что история группы началась в 1969 году, когда в поп- и рок-музыке стал весьма популярен концептуальный подход к творчеству. Поэтому основатель и главный «кормчий» EARTH, WIND & FIRE Морис Уайт полагал, что его цель — не просто дать людям «поколбаситься», а привести их к определённому «просветлению», привнести в их духовный мир позитивные вибрации.

Уайт увлекался модными в то время «духовными» философиями и, говорят, даже группу назвал в честь трёх элементов из своей астрологической карты — земли, воздуха (ветра) и огня.

Морис Уайт:
— Есть определенные правила, которые мы соблюдаем в отношении нашей диеты и образа жизни. Есть определенные аспекты, которые необходимо поддерживать в чистоте — те, которые имеют прямое отношение к Создателю. Принимая позитивный подход к нашей жизни, мы стремимся отразить его в нашей музыке — мы не позволяем проникать туда каким-либо негативным вибрациям или мыслям. Вся наша музыка возвышает — в том смысле, что она предназначена для того, чтобы привести людей в это состояние.

Реклама

Филип Бейли, один из вокалистов EARTH, WIND & FIRE:
— Морис во главу угла ставил принцип концепции. Во всём, что делал он, был заложен этот принцип. Ничего не делалось бессистемно — от нарядов, сценической хореографии до, естественно, музыки. Он был перфекционистом во всем.

Элли Уиллис, композитор, сотрудничавшая с группой:
— Их материал во многом основан на восточной философии, невероятно позитивном взгляде на жизнь; лирическое содержание их песен не было типичным для того, что было бы в соул-музыке того времени.

У наших слушателей название EARTH, WIND & FIRE, в первую очередь, ассоциируется с такими песнями, как «September» или «Fantasy». Однако будет несправедливо обойти стороной более ранние хиты, благодаря которым группа и стала суперпопулярной. С них и начнём.

Реклама

«Shining Star» (1975)

В 1975 году EARTH, WIND & FIRE приняли участие в съёмках художественного фильма That’s the Way of the World («Это путь Мира»), посвящённого музыкальному бизнесу вообще и им самим в частности. О самом фильме сегодня уже мало кто помнит, зато его саундтрек и вошедшая в него песня «Shining Star» стали для группы настоящим прорывом.

Реклама

Морис Уайт:
— [Сингл] «That's the Way of the World» раскручивался так медленно, что мы уже отчаялись. А потом мы выпустили «Shining Star».

Если до этого синглы группы не поднимались выше 29-го места, то «Сияющей звезде» удалось взлететь на самую вершину американского топа, да ещё и получить «Грэмми» за «Лучшее исполнение в стиле R&B дуэтом или группой». Саундтрек тоже не подкачал и занял 1-е место в хит-параде альбомов.

Авторами «Shining Star» выступили клавишник Ларри Данн, вокалист Филип Бейли и сам Морис Уайт. Источник вдохновения оригинальностью не отличался. Уайт гулял ночью на ранчо Карибу и был восхищён очень красивой и яркой звездой. Несмотря на то что «Shining Star» звучала, как всегда, танцевально, по своему содержанию это был настоящий мотивационный гимн.

Реклама

Из эквиритмического перевода Евгения Соловьева:

На небо звезда взошла,
На тебя свет пролила.
Силу дав для трудных дней,
Тело сделала сильней.
Солнца сын родился тут.
Мой едва начался труд…

Яркая звезда,
Кто б ни был ты, всегда
Светит, чтоб открыть,
Каким ты мог бы быть…

Смотреть всё

Реклама

Забавно, но в 1990 году эту фанк-песню группа STRYPER умудрилась переиграть в стиле… хеви-металл.

«Getaway» (1976)

Довольно часто песни для группы сочиняли не только музыканты EARTH, WIND & FIRE, но и сонграйтеры со стороны. Несмотря на это, под бдительным оком Мориса Уайта песня всегда прекрасно вписывалась в концепцию группы — как по звучанию, так и по содержанию.

Реклама

Взять хотя бы ещё один хит группы под названием «Getaway» (№ 12 в США), написанный Белойдом Тейлором и Питером Кором Беленки. Авторы сочинили эту песню в рок-стиле, но после долгой работы музыканты всё равно сделали её в духе EARTH, WIND & FIRE.

Реклама

Песня выражала стремление сбежать от обыденности и серости мира, выйти за пределы и отыскать своё «высшее Я». Надо сказать, что для подобного посыла у авторов песни были вполне прозаичные причины.

Питер Кор:
— Мы [в то время] были практически разорены и жили в квартире, кишащей тараканами. Это поневоле вызовет у вас желание «сбежать».

Что ж, оставь эту беспокойную землю.
Я знаю, мы можем, я знаю, мы можем…
Бегство.
Следи за знаками,
Которые ведут в правильном направлении…

Смотреть всё

Идея бегства была эффектно подкреплена визуально. На концертах EARTH, WIND & FIRE во время исполнения «Getaway» по сцене бродили странные люди в «космических» костюмах, а в финале сверху спускалась большая пирамида. Часть музыкантов заходила внутрь пирамиды, конструкция поднималась вверх и распадалась, показывая, что внутри… никого нет. После чего странные «космонавты» снимали свои шлемы и оказывались теми же людьми, что исчезли в пирамиде.

Реклама

Создавать эту иллюзию группе помогал профессиональный фокусник Дуг Хеннинг.

«Fantasy» (1978)

В 1977 году группа переключилась на модные ритмы диско-музыки. Музыкальные хиты, записанные в этот период, приобрели в СССР особую популярность. К их числу относится красивая песня «Fantasy», над которой Морис Уайт, его брат-басист Вердайн и сотрудничавший с группой аргентинский композитор Эдди дель Баррио работали целых три месяца.

Реклама

Песня снова касалась темы побега. Окончательно идея оформилась после того, как Морис посмотрел фантастический фильм Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени». Фильм рассказывал об обычном электрике, который встречается с НЛО. После этого герой оказывался во власти загадочных инопланетных видений, а в финале вовсе покидал Землю вместе с пришельцами.

Реклама

Сам Морис Уайт объяснял смысл этой песни так:

— «Fantasy» вдохновлена желанием побега из этого мира, который очень несправедлив, полон эгоизма и зависти. Но есть место, куда всегда можно сбежать, и это — ваша собственная фантазия.

Автор перевода — Alwyn:
У каждого человека есть место,
Уголок в сердце,
И мир не может уничтожить его фантазии.
Прокатитесь по небу
На нашем корабле воображения,
Все ваши мечты сразу станут реальностью.

И мы будем жить вместе
До «двенадцатого никогда"*,
И мы будем жить и любить вечно, как один…
[…]
Спешите к победе
В стране под названием «Фантазия»,
Любите жизнь в каждом новом ее проявлении,
Чтобы ощутить восторг своей души.
Вы отыщете другого себя,

Реклама

Того, кого всегда пытались найти.
Разные жизненные ситуации помогли вам
Взглянуть на свою жизнь с другой стороны.

* - «двенадцатое никогда» — английская идиома, означающая дату, которая никогда не наступит.

Смотреть всё

Записанная прямо в Studio 54 (знаменитый нью-йоркский ночной клуб — «мекка» диско 70-х), песня вышла в начале 1978 года на сингле и стала № 32 в США и № 14 в Британии.

Реклама

Ещё больший успех в Британии снискал кавер, записанный в 1990 году группой BLACK BOX с вокалисткой Мартой Уош.

Ну, а о знаменитой песне «September» и других хитах EARTH, WIND & FIRE периода 1978−1981 годов я расскажу в следующей статье.

Продолжение следует…

Реклама