Например, живший на рубеже XVI−XVII веков Караваджо умер от сепсиса, вследствие то ли сифилиса, то ли ранения. Логичный финал для человека, по меньшей мере, дважды обвинявшегося в убийствах и вынужденного скрываться от правосудия. И почти не имевшего учеников из-за своего скверного характера, что не помешало ему, однако, оказать мощнейшее влияние на развитие искусства.
Но не все закончили жизнь, как Караваджо. И сегодня разговор о художниках, которые умерли так же, как жили — за рисованием. Таких было немало.
Вот, например, Тициан, живший немного раньше Караваджо. Знаменитый художник прожил долгую жизнь и умер во время эпидемии чумы в 1576 году. Болезнь убила Тициана, но не помешала ему работать: уже мертвого мастера обнаружили в мастерской, с кистью в руке. Последней его работой считается «Пьета», завершенная уже учениками.
Жизнь и судьба Тициана странно перекликаются с судьбами других мастеров этой великой эпохи. В начале своей карьеры молодой Тициан работает вместе с одним из гениев Высокого Возрождения — Джорджоне. Он и пишет в схожей манере, и, видимо, завершает неоконченные работы своего друга, также умершего от чумы за 66 лет до Тициана…
Тициан уходит почти одновременно с великим
И еще ненадолго задержимся в эпохе Ренессанса. Заглянем чуть раньше, в конец XV века.
Знаменитый флорентийский мастер Раннего Ренессанса Андреа Вероккьо, у которого учились и работали Да Винчи, Боттичелли, Перуджино…
В 1486 году Вероккьо завершает модель и формы для отливки конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони. Он умирает в 1488 году в процессе работы над ней — в Венеции, куда приехал, чтобы наблюдать за отливкой статуи.
А вот один из крупнейших мастеров рококо, Антуан Ватто, написавший свою последнюю большую картину (163×306 см) всего за неделю. Притом что из-за слабости работать он мог только по утрам.
В самом конце жизни, когда мастер настолько ослаб от туберкулеза, что писать уже не мог, он пригласил своего бывшего ученика Жана-Батиста Патера, предложив ему работать в своём присутствии. Позже Патер говорил, что этим урокам он обязан лучшему, чему научился в жизни.
Один из известнейших импрессионистов Огюст Ренуар, на вопрос Матисса, зачем работать, постоянно испытывая боль, ответил:
— Боль проходит, а красота остаётся.
Ренуар работал до последнего, преодолевая тяжелейший артрит, почти парализованный. Писал с прибинтованной к руке кистью, поскольку сам удерживать ее уже не мог.
И вроде бы последнюю картину, натюрморт с двумя подстреленными вальдшнепами, Ренуар написал за несколько часов до ухода из жизни.
До конца работал другой импрессионист, великий Эдгар Дега, довольно рано начавший терять зрение. Это вынуждает его писать все более широкими мазками. А став неспособным рисовать, переключается на восковую скульптуру… Во всяком случае, в его мастерской после смерти мастера остались десятки работ, хотя за всю жизнь Дега представил на выставке единственную скульптуру.
Зачем? В принципе, он был и богат, и знаменит, и, наверное, давно мог не работать.
Но почему-то не мог… Как не могли Тициан и Микеланджело, человек более чем не бедный.
И раз уж речь зашла об импрессионистах, вспомним одну картину Клода Моне. Нет, он не писал ее перед своей смертью — на картине запечатлена его умирающая жена.
Эта сцена показана в фильме «Импрессионисты», когда Моне пишет портрет умирающей жены, стоя у ее постели, со словами:
— Я художник, и лишь потом муж…
Иван Шишкин, подобно Тициану, ушел прямо за работой. По словам учеников, сидевший за мольбертом Иван Иванович просто опустил голову… Его последнюю работу, «Корабельную рощу», завершали ученики.
Так же, за работой, умер
Еще один Иван, Айвазовский, завершил свою предпоследнюю картину «Морской залив». Начал новую… И не только начал. В свой последний день Айвазовский успел сделать основную часть работы. Завершить «Взрыв турецкого корабля» мастер собирался утром, но уже не проснулся.
Наверное, закономерной можно назвать смерть нашего знаменитого художника-баталиста Василия Верещагина. В поисках сюжетов побывавшего, по меньшей мере, на двух войнах, участвовавшего в боевых действиях и получившего тяжелое ранение. Отправившись на свою третью войну, Русско-японскую, Верещагин вместе с адмиралом Макаровым погибли на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.
По рассказам очевидцев, перед взрывом Верещагина видели делавшим наброски в альбоме, то есть умер он в буквальном смысле за работой. И в бою — ведь он для того и приехал на войну, чтобы запечатлеть происходящее здесь.
А ведь буквально накануне войны, в 1903 году, Василий Верещагин был в Японии, где писал совершенно мирную жизнь.
Примечательно, что в юности будущий художник закончил Морской корпус и сознательно отказался от военной карьеры ради занятий искусством, но с войной оказалась связана большая часть его творчества.
И что его работы в США охарактеризовали, как «картины, способные отвратить от войны молодежь», и правда — Верещагин показывал неприглядную правду о войне, ту ее сторону, о которой не говорит пропаганда.
Он писал войну ради мира — и умер, завершив цикл картин о мирной жизни.
Последней работой великого Валентина Серова стал портрет княгини
Эскиз этой работы, сохраненный Сергеем Александровичем Щербатовым, был подарен им Третьяковской галерее под названием «Последняя работа В. А. Серова».
Да, конечно, не все крупные, известные, значимые художники закончили свою жизнь сидя за мольбертом. Их судьбы складывались по-разному. И тот же Караваджо, с которого мы начали — художник, нес��мненно, великий, чье влияние на развитие живописи вообще и барокко, в частности, бесспорно.
Но если смерть застает мастера за работой, как мне кажется, это ярко говорит если не о его величии, то о его безусловной преданности делу, которому он буквально посвящает свою жизнь.