Тонет корабль. Англичанин с трубкой во рту обращается к капитану:
— Cэр, какая из шлюпок для курящих?
Приходит старый лорд домой, дворецкий открывает ему дверь и говорит:
— Ну что, старый пердун, опять налакался и по бабам ходил?
— Нет Бэрримор, я покупал слуховой аппарат.
Английский лорд, вернувшись раньше времени из путешествия, застает в салоне своего слугу, который, развалившись на диване, пьет коньяк и курит сигару.
— Что это значит, Боб? Мой коньяк, мои сигары… Ты бы еще разлегся тут с моей женой!
— Увы, сэр: мы тут играли в покер, и Вашу супругу выиграл не я, а садовник.
Любимым персонажем анекдотов о британцах (не столь важно, сочиняют их они сами или о них) являются лорд и его слуга; каждый из этой сладкой парочки по очереди выступает в роли дурака. Темой практически всех анекдотов выступают либо британские традиции, либо странности лорда, которые, поскольку речь идет о важной особе, принято называть экстравагантностью. Которая, пожалуй, и является единственной общей чертой между лордом и ученым.
Впрочем, странности лорда никогда не заходят столь далеко, чтобы изображать из себя ученого человека. Максимум открытий, которые совершает лорд — это информация, что садовник спит с его женой, а камердинер пьет его коньяк.
Итак, британский ученый
— это не советский интеллигент, не гениальный физик, который умеет шутить (и даже, заметим, не лирик — хотя, судя по некоторым анекдотам, британские ученые не чужды интереса к женскому полу, пусть и проявляющегося в своеобразной форме), не лорд и не его камердинер. Так кто же он такой?- Как это ни удивительно, у британских ученых есть фольклорно-исторический прототип. Это персонаж итальянской комедии дель Арте, которого обычно называют Доктор.
Доктор — образованный человек, во всяком случае, человек, с претензией на образованность, отличающийся чувством собственного достоинства и важными манерами; он постоянно, к месту и не к месту употребляет цитаты на ломаной латыни, путая при этом названия, термины и даты.
Эта личность — пародия на учёного-юриста Болонского университета, считавшегося некогда центром научной жизни Европы, но со временем превратившегося в обитель догматиков, чьи знания стали оторванными от жизни и лишенными смысла. Его выпускники заслуженно получили репутацию педантов, зануд и пустозвонов, ставших объектом насмешек и для по-настоящему образованных людей, и для простого народа.
Доктора совершенно не интересует, слушает ли его собеседник и что он думает по поводу произнесенных им речей. Его знания в лучшем случае отрывочны, он все время произносит либо банальные прописные истины, либо внешне многозначительные, но, в сущности, абсурдные или совершенно не относящиеся к делу латинские фразы. Он обожает ученые беседы и стремится продемонстрировать свой ум и знания любому, кому не повезло встретиться на его пути, любит учить других и давать советы.
Он сыплет латинскими тирадами, но перевирает их нещадно. У него в голове все спуталось: мифология, дигесты, Квинтилиан, Цицерон, поэты, — пишет исследователь А. Дживелегов. — Голова Доктора вмещает в себе довольно много обрывков учености. Но из нее вынут логический аппарат. Поэтому, когда содержимое этой странной головы начинает сыпаться в виде речи, получается фейерверк прописных афоризмов, лишенных какой бы то ни было связи и самого элементарного смысла.
Реклама
Каким же образом персонаж итальянской народной комедии стал героем российских анекдотов? Едва ли между ними существует прямая связь, и остается только предположить, что в данном случае сработали общие закономерности, характерные для европейского фольклора разных стран и времен.
Болонский доктор и британский ученый, несомненно, схожи в главном — они невежественны и глупы, но при этом отличаются крайней самовлюбленностью и считают себя самыми умными из людей. Пожалуй, в чистом виде в русском фольклоре такого персонажа еще не было — ну так почему бы ему и не появиться?
Итак, подытожим все то, что мы знаем об этом собирательном персонаже.
Во-первых, он ученый или, точнее, «ученые».
Во-вторых, он родом из Великобритании, даже несмотря на то, что:
Британские ученые обнаружили, что они на 70% состоят из индийцев, а остальные — пакистанцы!
В-третьих, британские ученые имеют активную жизненную позицию, они в высшей степени любознательны и все время стремятся что-то открыть и доказать.
Британские учёные изобрели такой прибор, с помощью которого можно легко проходить сквозь стены, а назвали его вообще прикольно — дверь.
Британские учёные установили, что если свет на кухне включать-выключать каждые пять секунд, то тараканы умрут от челночного бега туда-сюда.
В-четвертых, на самом деле все их открытия и доказательства либо глупы и бессмысленны, либо лишены практической значимости, либо и так очевидны.
Британские ученые наконец выяснили, почему люди лысеют: оказалось, люди лысеют потому, что у них волосы выпадают и больше не растут.
Британские учёные установили, что шоколад поднимает настроение…
— Они, наверное, ещё водку не пробовали.
Впрочем, как сказано в другом анекдоте, ученым удалось сделать следующий шаг:
После многолетних исследований, британским учёным удалось установить, что формула счастья один к одному совпадает с формулой этилового спирта.
Словом, перед нами очередной шут, глупец в обличье мудреца; псевдо-ученый, фейковый эксперт, самозванец, сменивший мантию выпускника Болонского университета из комедии дель Арте на… А, кстати, на что? Есть ли у британских ученых своя форма одежды, как у других героев анекдотов? Может быть, и в самом деле это классический смокинг с бабочкой?
Но так ли все просто на самом деле с британскими учеными? Нет ли за явной маской глупца, которую они носят, скрытой от глаз общества тайной личины? Поговорим об этом в следующий раз.